Плюсы и минусы AGM аккумулятора
Главная особенность AGM аккумуляторов — их практически не нужно обслуживать. Это более усовершенствованные модели обычных свинцово-кислотных аккумуляторов или аккумуляторов VRLA, имеют улучшенные показатели и характеристики. В этой статье рассказываем, что такое AGM, для чего предназначены такие батареи, в чем их преимущества и недостатки. Разберемся, как выбрать устройства и как их обслуживать, чтобы продлить срок службы.
Что такое свинцовый аккумулятор AGM
AGM — это технология производства аккумуляторных батарей. Расшифровывается как Absorbent Glass Material и переводится как «абсорбированное стекловолокно».
Абсорбировать — значит впитывать. В данном случае используется пористая прокладка из стекловолокна, которая пропитывается электролитом и устанавливается между свинцовыми пластинами. Такая технология позволяет сократить количество серной кислоты в аккумуляторах, тем самым снизить объем газов, выделяющихся в процессе заряда. Получается, что электролит есть, но он находится в этих матах, как в губке, он там заперт — не вытекает.
С одной стороны этой прокладки размещается положительно заряженная
пластина, а с другой стороны — отрицательная. Сепаратор между ними предотвращает короткое замыкание и увеличивает проводимость. Блок несильно сжимается, припаивается и получается прочно соединенный «сендвич». Благодаря плотному прилеганию к микропористому материалу свинцовые пластины не рассыпаются, поэтому глубокие разряды им не страшны.
Сами пластины изготавливаются из высокочищенного свинца, который обладает наименьшим сопротивлением. Эта особенность повышает характеристики заряда и разряда АКБ.
Внутреннее наполнение может быть двух видов: плоские банки или спиральные.
Специфика AGM батареи
Батарея AGM полностью герметична. Эти модели не выделяют никаких газов и могут использоваться в бытовых и жилых помещениях. Применяются в промышленном оборудовании, спецтехнике, мототехнике, машинах с двигателями «старт-стоп» и большим количеством электрооборудования на борту.
Срок службы АКБ достигает 7-10 лет, при правильной эксплуатации. Это почти в 2 раза выше, чем период эксплуатации без потери качества свинцовых аккумуляторов. Гелевые разновидности до сих пор вне конкуренции, их срок службы составляет больше 8 - 12 лет.
Работать АКБ может в любом положении, но только не в перевернутом состоянии, чтобы клеммы не оказались внизу и случайно не произошел контакт с металлическими деталями. AGM-аккумуляторы стабильно работают при низких температурах и очень устойчивы к вибрациям.
Как зарядить аккумулятор AGM
AGM-аккумуляторы, как и батареи других типов, заряжаются от стационарных зарядных устройств. При этом срок зарядки гораздо меньше, чем в случае с кислотно-свинцовыми модификациями. Конструкция и принцип работы АГМ позволяет подзаряжать устройство еще в момент торможения двигателем.
Сначала устройство вынимают, дают "остыть" не менее 5-6 часов, если перед этим автомобиль использовался. Далее подключают з/у согласно инструкции. Для безопасной зарядки следует придерживаться следующих параметров:
- выбирать напряжение в пределах 14,2-14,4 В;
- когда аккумулятор почти заряжен, выставляют сниженный зарядный ток вдвое от первоначально установленного
- на третьем этапе выбирают заряд стабилизированным током: сила тока должна быть в пределах 10% от емкости батареи;
- не допускать нагрева корпуса АКБ, при нагревании сразу же отключать зарядку.
Большинство автоматических зарядных устройств имеют специальный режим зарядки AGM, который и нужно выбирать.
Обратите внимание, не разрешается «прикуривать» от другого автомобиля.
Достоинства и недостатки AGM батареи
Технология AGM известна с 1970-х годов. Аккумуляторы хорошо зарекомендовали себя, поэтому многие крупные автопроизводители устанавливают их в новые автомобили.
Среди достоинств AGM-аккумуляторов можно выделить следующие:
- Выдерживают большое количество циклов полного разряда. Производители заявляют до 300.
- Устойчивы к температурам. Допустимый диапазон от -30 до +60 градусов.
- Безопасны для использования внутри помещения.
- Быстрая зарядка. Заряжаются в 2-3 раза быстрее, чем обычные кислотные.
- Устойчивы к глубокому разряду.
- Высокий пусковой ток, диапазон от 550 до 900 А/ч
- Долгий срок службы. Средний — 7 лет.
Недостатков у АГМ не много, но они есть. Например, нельзя допускать их перезаряд . При превышении тока заряда более 30% номинальной емкости он может выйти из строя. Высокая цена, если сравнивать с обычными кислотными АКБ, тоже относится к минусам, однако стоимость обычно оправдана.
Как и все аккумуляторы, AGM нельзя хранить в разряженном состоянии. Также автовладельцы называют еще один недостаток – большой вес, но этим грешат все аккумуляторные батареи для авто и крупной техники.
Как правильно выбрать?
АГМ-аккумуляторы следует выбирать так же, как и любые другие модификации. В первую очередь берут во внимание технические параметры:
- полярность (прямая, обратная);
- пусковой ток;
- емкость АКБ.
Нужно смотреть на характеристики, допустимые для вашего авто. Воспользуйтесь системами подбора АКБ по марке автомобиля или его vin-коду.
Требуется обратить внимание на габариты устройства, они должны подходить под штатное место аккумулятора в авто. Если параметры устройства будут меньше, то для его установки понадобятся дополнительные прокладки, чтобы появилась возможность подсоединить клеммы. Конструкция не всегда получается прочной. В противной ситуации, если аккумулятор большой, он просто не поместится на штатное место. Покупать устройство "впритык" не нужно, батарея должна вентилироваться.
На корпусе добросовестные производители указывают значки стандартов качества: ГОСТ, SAE, EN и другие). Если их нет, лучше выбрать другой аккумулятор. Кроме того, так удается выявить подделку: например, на корпусе устройства, отвечающего стандарту SAE не фиксируют емкость модели.
Аком Ultimatum AGM (70 A/h), 760А R+ один из самых востребованных AGM-аккумуляторов российского производства. Несмотря на высокий процент брака, пусковые значения его и незначительный саморазряд привлекают автовладельцев.
Из моделей европейского производства выделяют Banner Running Bull AGM 58001 (80 A/h), 800А R+. Он подходит для иномарок и отличается долговечностью. Из недостатков только цена, которая выше по сравнению с аналогами.
Exide Dual AGM EP800 (95 A/h), 800Wh, 850A – еще один популярный аккумулятор европейского производства. Отличается возможностью использования как тяговый или стартерный АКБ.
Обратите внимание, эксперты советуют не покупать устройства, дата выпуска которых превышает 6 месяцев на дату покупки.
Режимы работы аккумуляторов AGM
Аккумуляторные батареи AGM обычно эксплуатируются в двух режимах: буферном и циклическом:
- Буферный режим. АКБ подключается к сети и постоянно подзаряжается. Если источник энергии отключается, то батарея отдает свой заряд оборудованию. Такая система может использоваться в качестве бесперебойного источника питания или в качестве накопителя в солнечных электростанциях.
- Цикличный режим. Устройство проходит регулярные циклы зарядки и разрядки, откуда и название. В ситуации, когда батарея полностью разряжена, ее заряжают и снова устанавливают в авто до разряда.
Чтобы продлить срок службы аккумулятора, необходимо периодически проверять уровень заряда.
Обслуживание батареи AGM
Хоть и AGM-аккумуляторы позиционируют себя как «необслуживаемые» батареи, это не совсем так. В такие устройства просто не требуется долив воды, поскольку она не предусмотрена технологией и конструкцией. То есть владелец не сможет заглянуть внутрь и посмотреть уровень электролита. Однако обслуживать АКБ все-таки нужно — стоит следить за уровнем заряда, не допускать долгого хранения в разряженном состоянии.
Но следить за чистотой клемм все-таки придется. Если их поверхность загрязнена, или окислена, токопроводимость ухудшается или прекращается, батарея будет быстро разряжаться и выйдет из строя.
Заключение
Теперь автовладельцы знают, что это – AGM. Этот тип аккумуляторных батарей, которые пользуются значительным спросом в последнее время. Недостатков у таких модификаций минимум, а преимуществ достаточно для полноценной эксплуатации длительный срок. АГМ-аккумулятор требует минимального обслуживания: внутрь устройства заглядывать не обязательно, уровень электролита проверять не нужно, главное – не допускать сильного разряда и перезарядки.