работаем 24/7 | круглосуточно и без выходных

Как выбрать мото аккумулятор?

Как выбрать мото аккумулятор?

Аккумуляторы для мотоциклов обеспечивают мощность пускового тока и работу средства передвижения в целом. 

Грамотный подбор АКБ обеспечит хорошую и стабильную эксплуатацию "железного коня". 

Производители выпускают разные типы батарей для мототехники, которые отличаются показателями мощности, емкости и другими техническими характеристиками. Некоторые модели плохо переносят перепады температур, другие не отличаются долговечностью. 

Рассмотрим виды аккумуляторов для мотоциклов, разберемся в наиболее вероятных причинах неисправности и приведем алгоритм обслуживания устройств, чтобы они прослужили дольше.

Виды аккумуляторов для мотоциклов

Компании выпускают следующие типы аккумуляторов для мототехники:

  • Свинцово-киcлoтныe;
  • Гелевые.
  • Absorbent Glass Mat (AGM).

Наибольшее распространение получили батареи AGM, свинцово-кислотные постепенно отходят на второй план, а гелевые отличаются дороговизной, хотя стоят того.

Свинцово-кислотные аккумуляторы

Свинцово-кислотные или кислотные аккумуляторы – простейший вариант батареи. В основе этих разновидностей множество свинцовых пластин с сурьмой, между ними заливают электролит. Отличается сроком эксплуатации в среднем 3-5 лет. 

При использовании этих АКБ приходится постоянно следить за уровнем электролита в банках. Из-за постоянного разложения дистиллированной воды на водород и кислород приходится постоянно доливать жидкость.

Современные свинцово-кислотные батареи производят с малым содержанием сурьмы. Это помогло решить проблему быстрого испарения. Кроме того некоторые компании вовсе отказались от сурьмы и добавляют к свинцу кальций. В таких моделях на самом деле происходит электролиз, только в меньшей степени, поэтому это не так!  Но АКБ с пластинами из свинца и кальция получились не долговечны: эти пластины быстро изнашиваются.

Из-за простоты конструкции обслуживание не занимает много времени и не вызывает трудностей. Стоимость их на порядок ниже остальных модификаций, а мощность пускового тока стабильна в исправном состоянии.

Нельзя допускать глубокого разряда батарей свинцово-кислотного типа в мотоцикле. Из-за отсутствия подзарядки на пластинах накапливается сульфат, который пагубно влияет на работоспособность устройства. Из-за неверной эксплуатации электролит может вытечь из аккумулятора, что приведет к его неисправности.

AGM аккумуляторы

По факту – в составе тот же свинец и кислота, но устройства отличаются спецификой конструкции. Главная особенность AGM (Absorbent Glass Mat) – в аккумуляторе содержатся абсорбирующие (впитывающие) стекловолоконные  маты (слои стекловаты), пропитанные электролитом. Благодаря технологии жидкость кислот не выливается даже при неосторожных действиях владельца. Сульфатизация минимальна, поэтому такие АКБ служат дольше, примерно 5-7 лет.

При этом ячейки-маты оборудованы камерой рекомбинации. В ней кислород и водород, распадающиеся в минимальном количестве преобразуются обратно в воду, она накапливается в стекловате. Соответственно, доливать дистиллят не требуется. Чтобы в ячейках не образовался гремучий газ, в них предусмотрены клапаны для его выпуска. Из-за высокой концентрации кислоты АКБ выдают больше тока.

AGM не выносят длительного перезаряда и резких и частых перепадов напряжения. Зато хорошо переносят полные разряды и отличаются повышенными показателями тока холодной прокрутки. Устойчивы к холодам. Эксплуатационный период – до 700 циклов заряда и разряда.

Гелевые аккумуляторы

Гелевые АКБ – относительная новинка в производстве. Компаниям удалось разработать оптимальный вариант соотношения емкости и пускового тока. Вместо жидкого электролита в устройствах специальный гель с изоляционными прокладками из стекловолокна. Требуется подзарядка малыми токами специальным устройством. Время эксплуатации аккумулятора – 10-12 лет.

Гелеобразный электролит не боится зимы и хорошо переносит даже самые низкие температуры. Устройство не нуждается в обслуживании. Выдерживает до 900 циклов разрядки и подзарядки. Такому АКБ не страшна вибрация, а электролит не вытечет даже при сильном повреждении корпуса. При необходимости конструкция позволяет заменить корпус модели.

Литий-ионные аккумуляторы

Литий-ионный аккумулятор для мотоцикла по емкости не превышает значения свинцово-кислотных, выдают мощный пусково ток. LiFePO4 литий-железо-фосфатная технология позволяет сократить время зарядки. Такие модели компактные и весят немного по сравнению с другими АКБ. Литиевые АКБ для мото служат до 7 лет. Единственный весомый недостаток – быстрая разрядка при минусовой температуре. Эксперты советуют не допускать сильного перезаряда или разряда устройства.

Производители выпускают также так называемые сухозаряженные модификации батарей. Они заряжаются сразу на производстве. В аккумуляторе нет электролита, мото-владельцу нужно залить его перед использованием. Срок службы такой модификации – до 10 лет. 

Основные характеристики аккумуляторных батарей

При покупке АКБ для мотоцикла важно учитывать их характеристики. Разные производители выпускают аккумуляторы с разными эксплуатационными параметрами и критериями. В первую очередь нужно изучить объем (емкость) и ток холодного запуска.

Объем аккумулятора

Емкость аккумулятора – способность устройства выдавать ток (мощность) по зафиксированным значениям в течение конкретного временного промежутка. Измеряется в ампер-часах (Ah, А_ч, Ач).

Средний объем аккумулятора для мотоцикла – 2,5-30 А/ч. То есть батарея может выдавать 2,5-30 Ампер в течение часа или 0,25-3 Ампер в течение 10 часов. От этого параметра зависит способность АКБ работать под определенной нагрузкой, например, для подачи на электронику, стартер, свет.

Подбор аккумулятора начинают с анализа объема двигателя. Чем этот показатель выше, тем емкость устройства должна быть больше.

Ток холодного запуска

ТОк холодного запуска (ССА) – способность АКБ мотоцикла выдавать токи высокой частоты в течение 30 секунд при низкой температуре (от -18). Напряжение при этом не должно снижаться до 7,2 Вольт. Если уровень ССА малый, его не хватит, чтобы электростартер задействовал двигатель с большой скоростью.

Мощности в 12 Вольт достаточно для нормального заряда навесного оборудования и двигателя при заводе силового агрегата.

Параметры ССА снижаются со временем, особенно при безграмотно эксплуатации. Некоторые производители не указывают значения тока холодного запуска в технической документации к аккумулятору, а другие и вовсе его завышают.

Габариты и тип аккумулятора

Сначала нужно измерить отсек, штатное место аккумулятора. Новое устройство нужно установить так, чтобы оно точно подходило под объем отсека под седлом или около мотора. Слишком мало свободного пространства на штатно площадке приведут к перегреву батареи. В любом случае, если габариты АКБ и отсека для него не совпадают, подсоединить устройство будет проблематично, а иногда невозможно: из-за несовпадения: размеры АКБ не дают подключить клеммы, или вовсе не позволяют установить в посадочное гнездо например.

Оптимальный вариант – гелевые батареи, они компактны и не уступают по емкости или ССА другим разновидностям АКБ. При постоянных кренах мотоцикла гелеобразный электролит не вытечет. Особенно гелевые или AGM модификации подходят для Kawasaki ZX-6R: в мото батарея в штатном режиме устанавливается лежа. В моделях мототехники, где мото-аккумулятор фиксируется стоя, можно купить самые простые свинцово-кислотные АКБ.

Тип подсоединения клемм

Производители выпускают аккумуляторные батареи с пятью разными видами клемм подсоединения (подключения). Ориентируйтесь при выборе на оборудование штатного места для АКБ. Кроме того, обращайте внимание на полярность клемм: она может быть прямой или обратной. Если вы держите батарею к себе, то с правой стороны должен быть "плюс", а с левой "минус" для прямой полярности.

Причины неисправной работы аккумуляторных батарей

Аккумуляторы для мото выходят из строя из-за из-за неправильного обслуживания или неверной эксплуатации. Иногда батарея оказывается неисправна уже на начальном этапе использования, это скорее говорит о заводском браке.

Однако чаще АКБ ломаются из-за погрешностей в эксплуатации:

  1. Чрезмерная сульфатация. Возникает из-за частого разряда или постоянного недозаряда, может появиться из-за неверного хранения при минусовых температурах. Влечет сокращение емкости оборудования и снижение отдачи тока.
  2. Разложение электролита. Обычно появляется при постоянном перезаряде устройства.
  3. Короткое замыкание. Из-за неверного подключения клемм происходит закорачивание пластин. Влечет деформацию внутренних компонентов и полный выход из строя.
  4. Разрушение, порча пластин. Обычно появляется из-за ДТП и других действий с высоким риском механических повреждений. В отсеках аккумулятора появляются трещины, заусенцы, которые не способны удержать электролит. В этом случае при выходе жидкости пластины набухают и не пригодны для работы.

Регулярно нужно проверять рабочие параметры батареи. Для анализа подойдет мультиметр. Черный наконечник подсоединяют к "минусу", а красный –  к "плюсу". Тестер выдает значения напряжения от 12, 5 до 12,9 В при исправной батареи. Если значения ниже –  нужно зарядить устройство. Превышение параметров обычно говорит о некорректном измерении, например, если недавно мотоцикл работал.

Теперь нужно запустить двигатель до 4000 об/мин. И снова проверить показания на мультиметре. В рабочем состоянии мото-аккумулятор должен показывать значения от 13,5 до 14,5 В.

Срок службы мотоциклетных аккумуляторов

Срок службы –  важный критерий аккумулятора. Он зависит не только от производителя и типа устройства, но и эксплуатационных особенностей.

Эксперты не дают более 4 лет кислотно-свинцовым модификациям. AGM прослужит при условии полной исправности всего мотоциклетного механизма до 8 лет. Гелевые батареи самые долговечные, их срок исправной работы насчитывает более 10 лет.

Любой аккумулятор со временем теряет в емкости. Этого не избежать даже при грамотном использовании АКБ, но можно существенно сократить скорость и объем этого убывания.

Peкoмeндaции пo экcплyaтaции AKБ

Правильное и своевременное обслуживание аккумуляторных батарей продлит их срок службы. Правила следующие:

  1. Регулярно проверять работоспособность электроцепи. Проводить анализ этого узла нужно перед каждой поездкой. Из-за любого нарушения в работе повышается нагрузка на аккумуляторную батарею, возрастает риск появления сульфатации.
  2. Следить за чистотой устройства. Это же касается его герметичности. Если в электролит попадут загрязнения или металлическая стружка, разряд будет происходить быстрее. Иногда при такой ситуации владелец мотоцикла заряжает аккумулятор раз в 2-3 дня.
  3. Не допускать глубокого разряда. Если поездок больше не планируется в течение 2-3 дней, рекомендуется отключить силовую установку.
  4. Контролировать уровень электролита, если используете кислотно-свинцовую разновидность. Доливать дистиллированную воду по необходимости. Раз в 12 месяцев необходимо промывать корпус дистиллятом.
  5. Не забывайте проверять уровень напряжения на клеммах. Нормальные показатели – от 12,6 до 12,9 Вольт (если АКБ 12-вольт, для других показатели иные). Показатель тока заряда должен быть в пределах 0,1 А.
  6. Загрязнения на клеммах плохо влияют на их пропускную способность, поэтому важно регулярно проверять поверхность на предмет окисления. Убрать следы химического процесса можно специальными средствами и (или) наждачной бумагой с крупным, а потом мелким зерном.
  7. Проверять возможную утечку тока.
  8. Использовать зарядные устройства, подходящие для определенной модификации АКБ мотоцикла.

Не используйте аккумуляторы с повреждениями на корпусе. АКБ стоит заменить, в гелевых аккумуляторах можно поменять корпус.

Что касается правильного хранения, то тут тоже требуется соблюдать некоторые правила. Когда мотосезон окончен, АКБ отправляют на так называемую консервацию: его подзаряжают и убирают в теплое и сухое место. Неотапливаемый гараж не подойдет, на морозе без использования батареи, она быстро разрядится. Есть вариант подключить автоматическое зарядное устройство, которое периодически будет восполнять уровень заряда.

Как правильно зарядить аккумулятор?

Производители выпускают специальные зарядные устройства для батареи мотоцикла. Эксперты до сих пор не пришли к единому мнению о том, можно ли заряжать мотоциклетный АКБ З/У для автомобилей. Одни считают, что категорически запрещено, поскольку они рассчитаны на более мощные заряды. При этом, если батарея подключена к мотоциклу, требуется отсоединить положительную клемму, чтобы бортсеть правильно реагировала на импульсы амплитудой в 14,5  Вольт.

Другие утверждают, что вполне возможно, если зарядное устройство от проверенной компании, а конструкцией предусмотрена схема отслеживания уровня заряда. Аккумуляторная батарея возьмет только необходимое ему количество тока, поэтому проблем не будет.

Как правильно зарядить кислотно-свинцовый АКБ для мото

Алгоритм действий следующий:

  1. Снимаем аккумулятор и даем ему остыть до комнатной температуры.
  2. Подключаем к нему з/у. Не забываем о полярности.
  3. Регулируем ток зарядки через тумблер: 10% от емкости аккумулятора.
  4. После того, как в электролите начнут появляться пузырьки, силу тока сокращаем в 2 раза и оставляем до полного заряда.

Гелевые аккумуляторы и AGM заряжают по тому же принципу, но напряжение к нему не должно превышать пороговые значения. Обычно 14.2-14.4 Вольт. На зарядку уходит примерно 8-10 часов.

Зарядное устройство простого типа отключается сразу после того, как напряжение достигнет допустимых значений. Батарея еще не зарядилась, поэтому стоит отсоединить з/у, а через час снова начать зарядку.

Более сложные зарядные устройства работают строго по определенным алгоритмам, самостоятельно следят за уровнем напряжения и контролируют подачу тока, не приводят к закипанию электролита. Следить за таким устройством не нужно, оно само периодически отключается и заново включается в работу.

Как правильно зарядить аккумулятор постоянным током

Сила постоянного тока не должна превышать 10% от емкости батареи. владельцы мототехники должны постоянно мониторить температурный режим, плотность электролита и уровень напряжения, обычно раз в 60 минут. Если напряжение возросло до 14.4 Вольт, силу тока сокращают в 2 раза.

Аккумуляторы считаются полностью заряженными, когда соотношение напряжения, плотности и выхода газа будет 1:1:1.

Если батарея сильно разряжена, сила тока должна быть не более 5% от емкости АКБ.

Вне зависимости от типа зарядки или ее устройства важно подобрать хорошо проветриваемое помещение для обслуживания. Источники возгорания должны быть исключены.

Популярные производители мото аккумуляторов

Количество зарубежных и отечественных производителей аккумуляторов мототехники большое. Компании выпускают разное по емкости и другим характеристикам оборудование. Обычно владельцы мото учитывают рекомендации компании, выпустившей мотоцикл, технические параметры и собственный бюджет.

Опытные владельцы мото выбирают аккумуляторы от зарубежных производителей. В рейтинг лучших АКБ для мото вошли следующие бренды:

  • Exide;
  • Banner;
  • Bosch;
  • Yuasa;
  • Varta;
  • Delta.

Продукция доказала качество и стабильную работу при грамотной эксплуатации. Ценовой диапазон – 3500-13 000 рублей. Модели от 10 000 рублей считаются премиальными.

При покупке обращайте внимание на наличие технической документации к устройствам, сертификатов качество и других документов, которые подтверждают безопасность. В магазинах должны предоставить гарантию от производителя и от самой торговой точки.

Выводы

Подбор аккумулятора для мототехники – ответственный процесс. Важно учитывать технические рекомендации производителей ваших транспортных средств. Обращайте внимание на цену, компанию, выпустившую АКБ и документацию к нему.

Даже при правильно выбранном устройстве, оно придет в негодность, если нарушить эксплуатационные значения. Закажите хороший аккумулятор, и мотоциклы, скутеры будут работать исправно.

Читайте также