Как выбрать пуско-зарядное устройство: рекомендации для автомобилистов
В ситуации, когда аккумулятор разрядился или его емкости не хватает для запуска двигателя, пускозарядное устройство решит проблему и позволит завести машину. Также его можно использовать в качестве классического зарядного устройства, что очень удобно. Этот тип оборудования занимает немного места и может выручить в сложной ситуации, когда помощи попросить не у кого.
Виды устройств
Перед тем, как выбрать пускозарядное устройство, следует разобраться, какие варианты представлены в магазинах и чем они отличаются.
Зарядные устройства
ЗУ, как называют их сокращенно, используются только для восполнения заряда АКБ, если показатель ниже допустимой отметки. Для измерений проще всего применять вольтметр, который стоит недорого. В зависимости от возможности регулировка тока зарядки выделяют два типа оборудования:
- Регулируемые. В них нужно выставлять напряжение и ток самостоятельно и контролировать показатели по мере зарядки, чтобы исключить перезаряд батареи. Не очень удобны, так как приходится постоянно следить за процессом.
- Интеллектуальные (автоматические модели). Определяют показатели АКБ самостоятельно и регулируют рабочее напряжение. Во многих моделях можно посмотреть основные параметры батареи и узнать, на сколько процентов она заряжена, что очень удобно.
Первый вариант больше подойдет для опытных автомобилистов, предпочитающих выставлять показатели зарядки аккумулятора самостоятельно, чтобы настроить ускоренный или щадящий режим. Второй лучше выбрать неопытным пользователям, так как не придется разбираться в технической информации. Главное — не экономить, так как дешевое устройство может некорректно выставлять показатели.
Пусковые устройства
ПУ предназначены для запуска двигателя. Их заряжают от бытовой сети или от авто (через прикуриватель или напрямую от АКБ). При выборе нужно обращать внимание на выдаваемую силу тока, обычно устройство способно обеспечить один или несколько запусков, ее не получится использовать как обычную батарею. Выделяют два вида:
- Аккумуляторные. Похожи на обычные АКБ, стоят недорого, обеспечивают несколько запусков и заряжаются не менее 20 минут.
- Конденсаторные. Компактные варианты, выдающие ток, достаточный для запуска мощного мотора. Можно подзаряжать от остаточного заряда АКБ, емкости хватает на один запуск. Стоят дорого, но выдерживают до 10 000 перезарядок.
Пускозарядные устройства
ПЗУ совмещают характеристики двух вышеописанных вариантов. Стоят дороже, но могут использоваться как для зарядки АКБ, так и для запуска мотора. По размеру могут варьироваться от компактных моделей до крупного оборудования с колесиками, используемого автомобильными сервисами.
Пускозарядные
Рабочие параметры;
Перед тем как выбрать пускозарядное устройство, следует разобраться со всеми эксплуатационными характеристиками:
- Рабочее напряжение. Тут все просто — нужно выбирать оборудование, рассчитанное на напряжение бортовой сети. Чаще всего это 12 Вольт, но в грузовиках показатель может составлять 24 В, а в мотоциклах — 6 В.
- Максимальный и минимальный ток заряда. Нормой считается показатель в 10% от емкости АКБ. Например, для батареи на 55 А⋅ч подойдет вариант на 6 А. Можно использовать и увеличенный ток для ускоренного заряда, но этот способ допустим лишь изредка, чтобы не снизить ресурс АКБ.
- Потребляемая мощность. Показывает, сколько электроэнергии использует устройство при работе от сети.
- Емкость источника питания. От этого параметра зависит, сколько попыток запуска обеспечивает ПЗУ. Чаще всего показатель составляет от 10 до 20 А⋅ч. Варианты больше нежелательны, так как оборудование будет очень тяжелым.
- Функция формированной зарядки позволяет быстро восполнить заряд, но такой режим не рекомендуется использовать больше, чем полчаса.
- Показатели пусковых токов подбираются под двигатель. Для бензиновых авто ток запуска составляет от 200 до 280 А, для дизелей — 300 А и выше. Но стоит добавлять к показателю от 30 до 50%, так как в морозы емкость батареи падает.
Дополнительные параметры
Перед тем как выбрать пускозарядное устройство, стоит определиться, нужны ли вам добавочные функции. Тут может быть много вариантов:
- Память. Если электричество отключится, то после возобновления его подачи оборудование продолжит работать по тем же параметрам.
- Подсветка, чтобы удобнее подключать ПЗУ в темноте.
- Дексульфатация — этот режим разрушает отложения на пластинах и восстанавливает характеристики АКБ.
- Разъемы для зарядки гаджетов.
- Индикация рабочих показателей. Даже самый простой цифровой дисплей информативнее светодиодов.
Рекомендации по выбору
Если вы решили приобрести себе устройство для зарядки или запуска, делайте это с учетом нескольких аспектов:
- Цели использования. Если нужно только заряжать АКБ и оборудование не будет перевозиться, достаточно автоматического ЗУ. Когда надо заводить двигатель, подойдёт джемпер (или пускач, как его называют автолюбители) с подходящей мощностью. Лучше всего выбирать вариант, который обеспечит как минимум 10 попыток запуска.
- Размеры. Если нужно постоянно возить пускозарядное устройство с собой, выбирайте компактные модели, они умещаются даже в бардачок. Когда размеры не принципиальны, можно взять аккумуляторный вариант побольше.
- Параметры, выбирайте модель как минимум на треть мощнее, чем нужно для запуска двигателя в вашем авто, а лучше на 50%, тогда устройство будет работать даже при сильных морозах.
- Обращайте внимание на качество изготовления и гарантию. Для крупных моделей желательно наличие ручки.
- Чтобы заряжать смартфон, ноутбук или другое оборудование, нужны розетки или USB-порты.
Защитные системы и дополнительные особенности
Чтобы обеспечить безопасность использования ПЗУ, желательно наличие таких дополнений:
- Защита от перегрева. Когда температура поднимается, включается система охлаждения.
- Выключение при коротком замыкании.
- Защита от изменения полярности.
- Функция зарядки сразу двух АКБ.
- Индикация уровня зарядки батареи.
- Удобство хранения использования (ниши под провода, удобные зажимы-крокодилы и т. д.).
Итоги
Перед тем как выбрать пускозарядное устройство, следует определиться с его типам и функциональностью. Не стоит экономить на качестве и характеристиках, так как даже если по мощности ПЗУ подходит, зимой оно не сможет запустить двигатель из-за снижения показателей.