Как проверить уровень электролита в свинцово-кислотном аккумуляторе: пошаговая инструкция

Свинцово-кислотные аккумуляторы (АКБ) — самые распространенные в автомобилях благодаря их надежности, доступности и способности выдавать высокие пусковые токи. Их работа основана на электрохимической реакции между свинцовыми пластинами (положительными — PbO₂, отрицательными — Pb) и сернокислотным электролитом.
Ключевые элементы процесса
- Электролит– смесь серной кислоты (H₂SO₄) и дистиллированной воды (оптимальное соотношение ~35% кислоты и 65% воды, плотность 1,27–1,29 г/см³ при +25°C).
- Разряд– кислота взаимодействует со свинцом, образуя сульфат свинца (PbSO₄) на обеих пластинах, а плотность электролита снижается.
- Заряд– при подаче тока сульфат распадается, кислота восстанавливается, плотность электролита повышается.
- Газовыделение– при перезаряде вода разлагается на кислород и водород (гремучий газ), что требует вентиляции.
Нормальный уровень электролита критичен для эффективной работы АКБ, так как:
- Обеспечивает полноценное участие пластин в реакции.
- Предотвращает перегрев и сульфатацию.
- Снижает риск взрыва из-за скопления газа.
В каких типах аккумуляторов используются электролиты
Не все АКБ требуют контроля уровня электролита. Современные технологии предлагают разные решения:
Тип аккумулятора | Форма электролита | Необходимость контроля уровня | Особенности |
Обслуживаемый | Жидкий | Да (регулярный долив воды) | Пробки легко открываются, требует частого обслуживания |
Необслуживаемый (Ca/Ca) | Гель/AGM | Нет (полностью герметичный) | Электролит в связанном виде, не требует долива |
EFB (Enhanced Flooded Battery) | Жидкий | Редко (только при испарении) | Улучшенные пластины, устойчивость к глубоким разрядам |
Вывод:
Обслуживаемые АКБ требуют периодической проверки уровня.
Необслуживаемые (AGM/GEL) и EFB более удобны, но чувствительны к перезаряду.
Почему важно контролировать уровень электролита в АКБ
Последствия недостаточного уровня электролита в аккумуляторе могут испортить поездку и заявить о себе в самый неподходящий момент.
- Сульфатация пластин – оголенные участки покрываются сульфатом свинца, что снижает емкость. В какой-то момент даже без морозов автомобиль может не завестись.
- Перегрев и разрушение – уменьшение объема электролита ухудшает охлаждение, пластины коробятся. Это влияет не только на запуск АКБ, но и на другие системы авто.
- Снижение пускового тока – батарея не может отдать максимальный ток стартеру. Особенно актуально для дизельных авто и для регионов, где часто температуры опускаются ниже нуля.
- Взрыв при заряде – скопление гремучего газа (H₂ + O₂) может привести к взрыву от искры.
Норма уровня электролита в аккумуляторе
- 10-15 мм выше пластин (или по меткам MIN/MAX на корпусе).
- Не выше горловины заливного отверстия – избыток приводит к вытеканию кислоты.
Как измерить уровень электролита в аккумуляторе
Способы проверки уровня электролита в автомобиле: выбор за вами!
Визуально (через заливные отверстия)
- Открутите пробки.
- Посветите фонариком – электролит должен покрывать пластины.
С помощью трубки
- Возьмите прозрачную трубку (например, от капельницы).
- Опустите в банку до упора в пластины, зажмите верх пальцем.
- Вытащите – столбик жидкости покажет уровень (норма: 10–15 мм).
По меткам на корпусе (если есть шкала MIN/MAX).
Как правильно заряжать аккумулятор с электролитом
Правила зарядки АКБ с электролитом включают в себя не только требования к технологии, но и требования по обеспечению безопасности. Важно понимать, что любое взаимодействие с химическими веществами требует внимательности, выполнения норм безопасности по проветриваемости помещения, аккуратности и защиты кожных покровов.
- Перед зарядкой проверьте уровень и плотность(норма: 1,27–1,29 г/см³).
- Используйте ЗУ с регулировкой тока (10% от емкости АКБ, например, 5А для 50А·ч).
- Не допускайте кипения– если электролит бурлит, снижайте ток.
- Заряжайте в проветриваемом месте– выделяется взрывоопасный газ.
Таблица: зависимость степени заряда от плотности электролита
Плотность (г/см³) | Уровень заряда | Напряжение (без нагрузки) |
1,27–1,29 | 100% | 12,6–12,8 В |
1,25 | 75% | 12,4 В |
1,20 | 50% | 12,2 В |
1,15 | 25% | 12,0 В |
Как понять, что в аккумуляторе недостаточно электролита
Признаки низкого уровня электролита заметны в ухудшении работы аккумулятора. Не всегда один из признаков обязательно говорит о низком уровне электролита, но если вы заметили один из нижеперечисленных симптомов - не лишним будет проверить и электролит в том числе.
- Плохой запуск двигателя (особенно в холод).
- Быстрая разрядка (например, после стоянки).
- Нагрев корпуса АКБ при работе.
- Белый налет на клеммах (утечка паров кислоты).
Можно ли доливать электролит в аккумулятор
Да, заливать электролит или воду в АКБ можно самостоятельно, но с осторожностью:
- Если уровень упал из-за испарения – доливайте только дистиллированную воду.
- Если электролит вытек – добавьте готовый раствор кислоты (плотность 1,27–1,29 г/см³).
Чего нельзя делать при необходимости добавить жидкость в аккумулятор:
- Заливать обычную воду - вызовет коррозию. В обычной воде всегда содержатся примеси металлов и неорганических элементов. Дистиллированная вода ,которая продается на любой заправке, точно не содержит никаких дополнительных веществ.
- Смешивать электролиты разной плотности. Если вы доливаете электролит самостоятельно, то нужно использовать только раствор с той же плотностью, что и исходный. При использовании растворов разной плотности возможна коррозия АКБ, ускоренный износ и выход аккумулятора из строя, а также проблемы с зарядкой.
- Переливать выше нормы(приведет к выбросу кислоты).
Вывод
Контроль уровня электролита – ключевой этап диагностики АКБ. Проверяйте его каждые 3–6 месяцев, особенно перед зимой. Используйте дистиллированную воду для долива и заряжайте батарею правильно, чтобы продлить срок ее службы.
Помните: исправный аккумулятор – это гарантия беспроблемного запуска двигателя в любую погоду!