Прямая и обратная полярность. Отличия
Неопытные автолюбители при покупке нового аккумулятора сосредотачивают внимание на рабочих параметрах – размерах, емкости и напряжении. При этом забывают еще об одной важной характеристике – полярность. У водителей этот термин не связан с физикой, это конструктивная особенность АКБ. Если вовремя не заметить, что "+" и "-" находятся не на своих местах, то могут возникнуть проблемы с тем, что провода не дотянуться. Но если и дальше не заметить свою оплошность, то это может привести к более страшным последствиям.
Прямая полярность
Такие АКБ были придуманы в советские времена. Тогда были только отечественные машины, поэтому, когда плюсовой выход слева, а минусовой – справа, по сути, являлось безальтернативной нормой. Когда появились иномарки, с иным расположением выходов, то "родная" для водителей конструкция батареи получила название "прямая полярность". Данное положение "+" и "-" используется и на современных отечественных машинах, а также на авто, произведенных в постсоветских странах.
Обратная полярность
Понятия прямая и обратная полярность аккумулятора появились с приходом на просторы современно СНГ машин с дальнего зарубежья. В них минусовая клемма находится слева, а плюсовая – справа. Такое расположение можно назвать европейским.
Аккумулятор прямой полярности и обратной разницы принципиальной не имеют. Нельзя сказать, что та или иная схема лучше. Различия заключаются только в посадочном месте.
Как определить полярность
Чтобы не рисковать, следует знать, в чем разница обратной и прямой полярности. Если вы не видите батарею (например, покупаете через интернет), то распознать расположение клемм, можно по маркировке:
- Обратная – "R" и "0", а также "о.п.", европейское расположение контактов;
- Прямая – "L" и "1", а также "п.п.", российский или азиатский вариант АКБ.
Кроме того, есть пометки и на самих клеммах. На положительной – "+","POS" и "P", на отрицательной – "-","NEG" и "N". Кроме этого плюс от минуса можно определить по диаметру токовыводов. В первом случае он будет больший.
Проблема в том, что не каждый производитель правильно маркируют свою продукцию, более того, иногда вообще нет никаких опознавательных знаков. Ситуация усугубляется, когда еще и продавец не имеет должных знаний в данной теме. Чтобы не допускать лишних трат и не рисковать своей машиной, необходимо правильно выбирать, где на корпусе находится "+" и "-". Лучше отказаться от покупки устройств у неизвестных производителей.
Что будет, если перепутать полярность
Если сразу понять, что полярность была перепутана и отключить плюсовую клемму, то можно избежать негативных последствий. Самое страшное, что может случиться при неправильном подключении клемм – возгорание. Также возможны такие негативные последствия:
- Сгорит предохранитель, кабель или реле;
- Испортится диодный мост на генераторе;
- Сломается ЭБУ или сигнализация.
Выход из строя предохранителей – это можно сказать легкий испуг. По сути, они там для этого и стоят, чтобы в подходящий момент брать удар на себя. Впоследствии придется заменить "копеечный" предохранитель.
При неправильном подключении бортовой цепи на генератор будет поступать электричество. А это устройство рассчитано на отдачу тока, но не наоборот. Испортиться может и сама АКБ. Ситуацию могут спасти предохранители и реле.
Еще больше проблем принесет поломка электронного блока управления двигателем. Он имеет внутреннюю защиту, тем не менее, очень восприимчив к неправильному подключению. Если система предохранителей не успеет сработать, то придется менять ЭБУ, что будет очень дорого.
Потребители, входящие в электросеть (например, аудиосистема) имеют свою встроенную защиту от неправильного подключения полюсов. В их электросхеме предусмотрены защитные элементы.
На самом деле прямая и обратная полярность отличия имеет, пусть и не самые очевидные. Чтобы определить с какой стороны находится плюс, а с какой минус, следует проявить хоть немного внимательности. Положительный выход более толстый, он промаркирован значком "+", а также можно увидеть буквы "POS" или "P". На прямую полярность указывает обозначения "п.п." или "L" и "1". Если на наклейке написано "R" и "0" или "о.п.".