Типы автомобильных аккумуляторов и их характеристики
Пусковой ток установленной в машине АКБ помогает завести силовой агрегат, её энергоёмкость обеспечит электропитанием локальных потребителей бортовой сети до момента пуска двигателя.
Конструкция аккумулятора заключена в прочный пластиковый корпус, на верхней стороне которого находятся поляризованные токопроводящие контакты. Внутреннее пространство заполнено шестью банками с электролитом, соединёнными последовательно. В качестве электролита применяется гель или кислотная жидкость. Вид заполнения зависит от технологии производства. Электроды сделаны из различного типа свинцовых сплавов.
Источники электроснабжения автомобильной сети выполняются по следующим технологиям:
- кальциевой;
- сурьмянистой;
- малосурьмянистой;
- гибридной;
- гелевой;
- AGM;
- EFB;
- щелочной.
Типы аккумуляторов, их различие
Кальциевые
Во время производства АКБ решётка покрывается кальцием, о чём говорит сокращённое название данной технологии Ca/Ca.
Плюсы:
- отсутствие переразряда;
- дистиллят не выкипает;
- улучшенные энергоёмкость, ток запуска;
- длительный срок хранения.
Минусы:
- повышенная цена по сравнению с сурьмянистыми аналогами;
- не терпят глубоких разрядов;
- не любят перевороты, наклоны.
Рабочий ресурс кальциевых АКБ около шести лет.
Сурьмянистые
Классика аккумуляторных батарей, обозначается маркировкой Sb. Доля сурьмы в сплаве со свинцом составляет около 5%.
Плюсы:
- обслуживаемая АКБ – возможность контроля за уровнем электролита, добавки дистиллята
- противодействие глубоким разрядам;
- низкая цена;
- неприхотливость.
Минусы:
- требуют постоянного контроля за уровнем воды и плотности электролита;
- склонность к саморазряду;
- быстрый разряд при длительном простое;
- малый ток холодной прокрутки.
Срок службы сурьмянистых батарей равен 2 – 3 годам.
Малосурьмянистые
Процент содержания сурьмы в пластинах уменьшен до двух – четырёх процентов.
Плюсы:
- малый уровень саморазряда;
- не боятся перепадов в бортовой сети;
- малообслуживаемый вид;
- адекватная стоимость.
Минусы:
- небольшая энергоёмкость;
- требуют долива дистиллята
Рабочие ресурс малосурьмянистых батарей: 3 – 4 года.
Гибридные
Положительные электроды таких АКБ легируют сурьмой, в отрицательные добавляют – кальций. Их маркировка: Ca+ или SB/Ca.
Плюсы:
- легкая эксплуатация;
- противодействие глубоким саморазрядам;
- стойко переносят многочисленные циклы разряд/заряд;
- не боятся скачков напряжения;
- хорошие характеристики тока запуска.
Минусы:
- высокая стоимость, если сравнивать с сурьмянистыми и гибридными аккумуляторами;
- следует изредка доливать дистиллят.
Такая аккумуляторная батарея способна прослужить своему владельцу пять и более лет.
Гелевые
Электролит в этих АКБ загущен до состояния геля (обозначение – Gel).
Плюсы:
- гель не имеет испарений, что важно для экологии;
- батарея отличается надёжностью, не боится движения по плохим дорогам;
- гелеобразное состояние электролита гарантирует отсутствие утечки;
- долго держит заряд;
- стойко переносят многочисленные циклы разряд/заряд;
- терпит глубокие разряды;
Минусы:
- высокая цена;
- не выдерживает перегрева;
- не переносит скачков напряжения в бортовой сети;
- характеристики сильно снижаются при критических минусовых температурах.
Аккумулятор такого типа может прослужить владельцу 15 лет.
AGM
Гелевые аккумуляторы AGM разработаны для легковых автомобилей с функциями Start/Stop. Они отличаются от Gel-батарей наличием пористого стекловолокна между электродами, который пропитан жидким электролитом.
Плюсы:
- повышенная стойкость к морозам, скачкам напряжения, короткому замыканию, чем у гелевых изделий;
- надёжность в работе;
- необслуживаемая АКБ;
- не боится утечек.
Минусы:
- плохо переносят, перегрев и перезаряд;
- дешевле гелевых, но дороже кальциевых, кислотных, гибридных аккумуляторов.
Рабочий ресурс AGM-батарей: 10 – 12лет.
EFB
Аббревиатура EFB переводится как улучшенный аккумулятор с жидким электролитом. В ней жидкий электролит, а также пластины увеличенной формы, размещаются в оболочке, выполненной из волокна.
Плюсы:
- стойко переносит движение в городских условиях с характерными для него частыми остановками на светофорах, пробками;
- защита от осыпания, короткого замыкания;
- быстро заряжается;
- возможность использования на автомобилях с системой Старт/Стоп;
- не теряет рабочие качества при потере заряда;
- большая энергоёмкость;
- не боится холодной погоды;
- выдерживает частые циклы разряд/заряд.
Минусы:
- высокая цена;
- большой вес.
Батареи EFB безотказно работает в течение 5 – 7 лет.
Щелочные
В качестве электролита в аккумуляторных батареях такого типа применяется щёлочь: едкий калий или едкий натрий. АКБ в основном используется на спецтехнике.
Плюсы:
- быстрое восстановление после разряда;
- сохраняет работоспособность при низких температурах;
- не боится глубоких разрядов;
- большой рабочий ресурс;
- минимальный уровень саморазряда;
- небольшая масса.
Минусы:
- снижение ёмкости при недозарядке;
- невысокий КПД;
- увеличенные габариты.
Срок службы щелочных АКБ при правильной эксплуатации равен 25 годам.
Как выбрать аккумулятор для авто
При покупке нужно учитывать следующие факторы:
- Тип АКБ.
- Технические характеристики: ёмкость батареи, величину пускового тока.
- Цену.
Мотор
Объём двигателя, л
Ёмкость,
Ah
Дизель
Меньше 1.5
1.5 – 2.0
2.0 – 2.2
2.3 – 2,8
2,9 – 3,5
3.5 – 6.5
Больше 6.5
63 – 70
72 – 77
75 – 80
90 – 100
100 – 105
110 – 145
Больше 190
Бензиновый инжекторный двигатель
Меньше 1.6
1.6 – 2.0
2,0 – 2,4
2.5 – 3.0
3.0 – 3.5
Больше 3.5
44 – 50
55 – 60
63 – 75
77 – 80
90 – 100
Больше 100
Таким образом, опираясь на данные рекомендации можно быстро выбрать правильную батарею для вашего автомобиля, которая прослужит максимально долго.