Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля?
Разбираемся со специалистами 1АК.
Если регулярно заряжать автомобильный аккумулятор, получится приблизить его эксплуатационные характеристики к данным, указанным при производстве батареи. Оптимальный срок — раз в полгода, после и до зимы. Некоторые советуют оценивать состояние зарядки раз в месяц, своевременно заряжая устройство: когда заряд опускается ниже отметки в 70%.
Наиболее распространены свинцово-кислотные батареи, так как их проще всего производить и ухаживать за ними. При эксплуатации когда со временем уровень заряда АКБ уменьшается, пластины покрываются налетом из сульфата свинца. С каждым разом его слой уплотняется, а емкость батареи в свою очередь становится все меньше. Со временем она даже не может обеспечить необходимой энергией стартер для запуска мотора.
Страдают и другие характеристики аккумулятора: способность холодного пуска или возможность обеспечить работу мотора. Батарея работает все хуже, и особенно это заметно зимой. Свинцовые пластины начинают крошиться, так как их ресурс ограничен. В результате в один момент батарея может просто не сработать и не привести в действие двигатель. В среднем срок службы батареи составляет 5 лет.
Со временем компоненты батареи покрываются слоем сульфатов, емкость уменьшается, при этом восстановить состояние аккумулятора становится уже невозможным. Когда же батарея заряжается в срок, сульфат свинца не успевает отложиться. Вовремя заряженный аккумулятор автомобиля можно продолжать использовать также, как и раньше.
Как понять, что пора заряжать аккумулятор
Вполне легко увидеть, когда батарея готова к зарядке. Достаточно оценить напряжение заряда, которое образуется на выводах батареи. Когда этот показатель меньше 12,6 Вольт, нужно заряжать аккумулятор. Если же постоянное напряжение опускается ниже 12,4, нужно срочно подключить батарею к источнику питания. Чтобы избежать внезапной разрядки и уменьшить износ устройства, стоит оценивать состояние батареи. Как это сделать, расскажем далее.
Оцениваем плотность электролита
Самый простой и понятный метод понять, заряжен аккумулятор машины или нет — измерить плотность электролита. Есть единственный нюанс: подобный способ нельзя применять в моделях с глухой крышкой. В таком случае не получится получить доступ к банкам: необслуживаемый аккумулятор можно вывести из строя. Когда же сверху располагается пластиковая заглушка, этот метод актуален. Так как ниже находятся стандартные клапаны, из которых легко выкрутить пробки.
Чтобы измерить плотность, используются специальные приборы. Среди них ареометр и рефрактометр. Они доступны к покупке почти в каждом автомагазине. Узнав тип аккумулятора и вооружившись оборудованием, можно приступать к проверке. Для этого достаточно открыть банки, после чего по очереди измерить в них плотность. Это хороший способ также понять, находится ли в норме уровень электролита. При необходимости можно долить раствор — в качестве него используется дистиллированная вода. Какие показания должны высветиться на приборе:
- когда аккумулятор заряжен полностью, он показывает более 1,27 граммов на см³;
- наполовину заряженная батарея — около 1,20-1,21 граммов на см³;
- при глубоком разряде — 1,11-1,12 граммов на см³.
Данные значения средние и указаны для температуры 25 градусов Цельсия. При понижении и повышении температуры плотность электролита должна отличаться обратно пропорционально. В банке может возникнуть замыкание: тогда плотность там будет значительно ниже. Начать заряжать АКБ можно только при устранении поломок.
Как регулировать параметр напряжения
Здесь также потребуются приборы, а именно вольтметр или мультиметр с соответствующим режимом работы. Чтобы делать измерения, нужно дождаться охлаждения батареи: после запуска она всегда остается теплой, и показания могут отличаться. Рекомендуется делать замеры утром или когда прошло минимум два часа после работы авто. Что нужно сделать:
- отключить все подключенные к батарее приборы;
- выставить проверочное напряжение с показателем 20 Вольт;
- подсоединить к клеммам аккумулятора концы приборов. Черная маркировка — для минусовой клеммы, красная — для плюса;
- хорошо заряженная батарея покажет минимум 12,6 Вольт. Одна десятая означает около 10% общей емкости. Когда значение составляет 12,4 Вольта и ниже, нужно заряжать устройство.
Существует еще один вариант оценки зарядки. Для этого нужно взять прибор типа «Midtronics». Он позволяет провести диагностику батареи, не отключая ЗУ от сети. Именно этот способ используют на автомобильных станциях, так как он считается более точным. Прибор доступен к покупке для каждого.
Стоит помнить и о мерах предосторожности:
- данное устройство не рекомендуется использовать при температуре окружающей среды ниже 20 градусов Цельсия;
- нагрузка составляет около 100 А, для батарей большей емкости это значение — 200 А.
По результатам проверки на выходе можно оценить не только, какое напряжение показывает разомкнутая цепь, а также ток при холодной прокрутке, но и общее состояние батареи.
Бывает и так, что нагрузочная вилка отсутствует, в таком случае на помощь придет вольтметр.
Что делать, если рядом нет приборов
Иногда бывает так, что проверить зарядку аккумулятора требуется в дороге, а никаких приборов поблизости не находится. Можно воспользоваться следующими подсказками:
- в некоторых современных автомобилях есть функция оценки заряда. Проверенные значения выводятся на приборную панель. На табло автоматически высвечивается заряд батареи;
- оценка уровня электролита. Стоит напомнить, что данный метод подходит только для обслуживаемых аккумуляторов с откручивающимися пробками. Удобнее всего использовать для этого стеклянную трубку, но можно использовать любую чистую деталь или щуп, что есть под рукой. Идеально, если это будет прут с разметками по полсантиметра. Он вставляется внутрь до упора. Аккумулятор нужно поставить ровно, после замерить уровень до пластин сверху;
- все будет проще, если в авто присутствует соответствующий индикатор. Он показывает наглядные индикаторы, по которым можно определить заряд. На батарее есть специальное окошко, где высвечивается определенный цвет. Конкретные цвета стоит уточнить в зависимости от особенностей батареи. Зеленый оповестит о том, что с АКБ все хорошо, при необходимости подзарядки высветится белый, а если заряда нет совсем — черный. Способ зарядки получается не самым точным, но вполне приемлем для срочной оценки;
- у некоторых в автомобиле располагается индикатор, показывающий напряжение в сети. Он вставляется в прикуриватель, позволяя оценивать показатели при заведенном моторе. Таким образом можно сравнить параметры в спокойном состоянии и с нагрузкой. Подобная функция есть почти у всех FM-модуляторов. Чтобы проверить параметры, достаточно переключить режим на оценку напряжения. Для этого подойдет и нагрузочная вилка;
- сигнализации также могут содержать компоненты, проверяющие заряд АКБ. У некоторых из них эта функция зашита в брелке, достаточно зажать определенную кнопку. Если есть доступ к приложению, эта информация может содержаться там.
Подготавливаем АКБ к зарядке
Не получится просто подключить аккумуляторную батарею к сети. Из-за этого она может сломаться или вовсе сгореть, а также это не так редко приводит к травмам. Один из компонентов электролита — серная кислота. Когда она попадает на кожу, то вызывает ожоги. При этом во время зарядки и вовсе могут выделяться вредные вещества и брызги жидкости из банок. Поэтому стоит обеспокоиться соблюдением правил безопасности, чтобы правильно заряжать АКБ:
- при транспортировке аккумулятор нельзя переворачивать. На стенках крышки могут располагаться каналы для отвода газов, через которые может вытечь электролит;
- при подключении лучше соблюдать технику безопасности — надеть одежду, защищающую тело, в том числе кожу рук. Не стоит использовать ткани из хлопка, лучше подойдет синтетика или композитные материалы, использующиеся для производства средств индивидуальной защиты. Также рекомендуется надеть защитные краги и очки, не обязательно устойчивые к химическим воздействиям;
- заряжать аккумулятор автомобиля стоит в помещении, где обеспечивается регулярное проветривание, или на открытом воздухе. Хорошо, если поблизости не будет людей. Когда аккумулятор остается на зарядке в закрытой комнате, после нужно обеспечить проветривание. Разумеется, необходимо позаботиться о том, чтобы к батарее не было доступа у детей и животных;
- после этого нужно отвернуть крепление батареи. Если поблизости видны подтеки, их можно убрать разведенной с водой пищевой содой — простой водой они не отмоются. Сухую поверхность стоит протереть, чтобы убрать пыль;
- не стоит курить поблизости от устройства, так как электролит может выделять взрывоопасный водород;
- если батарея долго стояла на холоде, нельзя сразу подключать ее к сети. Сначала ее нужно разогреть при комнатной температуре. Иначе она резко нагреется, что приведет к ухудшению ее параметров;
- поблизости — никаких других приборов, гаджетов и устройств, тем более питающихся от электросети;
- клеммы АКБ лучше предварительно почистить, так как на них скапливаются окислы. При этом нужно оставить их поверхность целой, усердствовать не стоит. Чтобы избежать окисления, на клеммы наносится смазка. При монтаже батареи лучше дополнительно убедиться, что клеммы надежно закреплены на посадочных местах;
- перед тем, как начинать заряжать аккумулятор, стоит отвернуть крышку с помощью плоской отвертки. На поверхности пробок может остаться кислота, поэтому следует соблюдать меры предосторожности;
- перед зарядкой нужно оценить уровень заполненности электролита в каждой банке и в случае недостатка долить дистиллированную воду.
Если на кожу попал электролит, промыть ее разрешается водой, желательно проточной, но лучше держать рядом соду. Более эффективно отмывает химию 10% раствор соды. После установки аккумулятора стоит помыть руки с дезинфицирующим средством.
Методы зарядки АКБ
Чтобы зарядить аккумулятор автомобиля, существует два основных метода: с помощью переменного или постоянного тока. Лучше оценить их перед выбором. У некоторых устройств предусмотрен режим зарядки, позволяющий убрать налет с пластин.
Когда же необходимо выбрать АКБ, стоит выбирать модели, позволяющие контролировать силу тока или напряжения. Самодельные конструкции использовать не рекомендуется, так как они могут загореться или взорваться, и хорошо если после их использования нужно будет просто заменить аккумулятор.
Зарядка постоянным током
Перед началом работ необходимо настроить силу тока. Характеристики зарядки постоянным током контролируются и изменяются по мере заряда батареи. Нельзя оставить батарею и отойти, нужно тщательно следить за АКБ. Что потребуется в данной ситуации:
- для начала выбирается зарядный ток — общая емкость аккумулятора должна быть больше него в 10 раз на момент подключения к сети. Если АКБ рассчитана на 60 Ач, ток заряда составит 6А;
- напряжение зарядки при пополнении батареи будет увеличиваться. Когда его значение составит 14,4 Вольта, силу тока следует уменьшить вдвое;
- напряжение продолжит увеличиваться, поэтому при достижении 15 Вольт постоянный ток зарядки еще раз уменьшают в два раза;
- когда показатели больше не увеличиваются на протяжении 60-70 минут, АКБ можно отключать от сети.
Ступенчатое понижение напряжения позволяет снизить нагрузку, и заряд накапливается более стабильно. Общий срок восстановления батареи подобным методом составляет 10 часов. Сколько нужно времени для восстановления конкретной батареи — эта информация есть в инструкции от производителя. Зарядка постоянным током считается сравнительно быстрым, и при регулярном подключении таким образом батарея будет больше изнашиваться. При зарядке подобным методом выделяются обильные газы, особенно на последнем этапе.
Чтобы избежать перегрева батареи в процессе, лучше время от времени проверять состояние корпуса. При его нагреве лучше на 10-15 минут остановить зарядку. Главный недостаток в том, что не разрешается уйти от заряжаемого устройства. Нужно держать его в поле зрения и проверять параметры, своевременно снижая силу тока заряда.
Использование постоянного напряжения
Начать зарядку необходимо с установления напряжения, сила тока подстраивается под набираемую емкость. В зарядных устройствах бывает возможность поставить ограничение на значение силы тока. При осуществлении зарядки автомобильного аккумулятора данные характеристики будут понемногу уменьшаться. Если было решено заряжать АКБ постоянным напряжением, следует предусмотреть значение ряда характеристик:
- напряжение должно составить 14,5 Вольт. В процессе оно остается таким же;
- после подключения к электрической сети можно покинуть помещение. И все же рекомендуется периодически оценивать температуру батареи;
- при приближении полного заряда батареи сила тока уменьшается. При достижении показателя силы тока в сто раз меньшего, чем заряд батареи, устройство пора отключать от сети. Если емкость АКБ составляет 55 Ач, значение тока в данной ситуации составит 0,55 Ампер и ниже. Если оно остается стабильным на протяжении часа-двух, пора отключать аккумулятор;
- когда батарея зарядилась, ее стоит оставить для остывания. После достижения комнатной температуры замеряется напряжение на клеммах. Нормальные показатели — от 12,6 Вольт. На этом этапе проверяется уровень и плотность электролита от температуры, в некоторые банки может потребоваться долив дистиллированной воды. Это актуально для обслуживаемых АКБ.
Выбранный метод рекомендован производителями, так как в процессе зарядки износ батареи существенно меньше. Но обратите внимание, что и здесь есть свои нюансы. Так АКБ не заряжается в полную емкость, это значение составляет около90-95% от максимального параметра. Если установить напряжение на уровне 15 Вольт, аккумулятор зарядится на больший процент, но будет также изнашиваться больше.
Зарядка постоянным напряжением — не быстрый процесс. Он может занять сутки и даже больше. При низкой или отрицательной температуре батарея заряжается медленнее. Это определяется электрическим сопротивлением за счет разницы температур. Для зарядки подобным способом времени нужно больше, чем с помощью постоянного тока.
Зарядка батареи с помощью зарядного устройства
Несмотря на наличие зарядного устройства, далеко не все понимают, как им правильно пользоваться. Чтобы обеспечить необходимые параметры и избежать нюансов, стоит сделать следующее:
- проверить полярность клемм. К плюсу подсоединяется провод с красной маркировкой, к минусу — с черной. На них чаще всего нарисованы символы плюса и минуса. На каждой батарее клеммы располагаются по-разному, поэтому универсальной схемы не существует;
- устройство к сети можно подключить только тогда, когда клеммы будут установлены на электрические выводы. Таким образом обеспечивается безопасность процесса подключения аккумулятора и зарядного устройства;
- напряжение подбирается по методу зарядки. Старые модели оснащены для этого вращающимися тумблерами, в новых регулировать параметры можно с помощью кнопок. Существуют и устройства, которые выставляют все характеристики в автоматическом режиме, индивидуально подбирая их. При высоком напряжении есть риск выхода батареи из строя;
- когда зарядка завершена, стоит повторить последовательность действий наоборот. Сначала на батарее отключается сеть, после этого вилка вынимается из розетки и только в конце можно снимать клеммы.
Обычно ЗУ имеют в комплекте подробную инструкцию. По ней можно определить сочетаемость аккумулятора и зарядного устройства. При ее наличии стоит точно следовать указанным рекомендациям. Тогда зарядка будет безопасной и потребует минимального вмешательства. Многие старые зарядные устройства не способны работать без регулировки показаний на протяжении процесса, как для зарядки АКБ постоянным током. Новые проще в этом плане: достаточно посмотреть на индикатор, чтобы понять, окончен ли процесс.
Как завести автомобиль от другой машины
В качестве срочной помощи для полностью разряженной батареи всегда есть еще один способ — зарядка аккумулятора от другого автомобиля. Данный метод отлично подойдет как временная мера, когда АКБ разрядился прямо в дороге, или нужно срочно ехать на работу, и нет времени, чтобы правильно зарядить батарею. Таким образом можно заряжать большинство батарей. Для такой подзарядки используются пусковые провода.
Это специальный комплект проводов, которые способны выдержать большой ток и для удобства оснащаются зажимами, их еще называют крокодилами — не с одной, а с двух сторон. Не стоит использовать слишком короткие провода: конечно, так можно сэкономить место в багажнике, но так будет гораздо сложнее присоединиться к другой машине. При подобной зарядке клеммы соединяются в соответствии с полярностью. Для этого провода оформляются в красный и черный цвет.
«Прикуривание», как еще называют быстрый пуск, может проводиться от аккумуляторов с одинаковым напряжением. Не получится подсоединить батарею от легкового автомобиля к аккумулятору грузовика. Если номинальное напряжение 12 Вольт, оно должно быть таким же и у второй АКБ. Как правильно организовать процесс такой подзарядки:
- автомобили устанавливаются поблизости, чтобы подсоединить батареи друг к другу. Авто не должны касаться друг друга;
- на машине, к которой будет осуществляться подключение, необходимо выключить зажигание. Красный провод подключается к положительным клеммам, а черный — к отрицательным. Нужно хорошо закрепить их, чтобы они не съехали при зарядке;
- минусовая клемма должна соединяться надежно, чтобы не возникло замыкания. Первый зажим подсоединяется к батарее заряжающей машины, второй — крепится на кузов того авто, которое заряжается. Это важно, так как поможет избежать разрядки аккумулятора;
- перед началом стоит дополнительно убедиться, что провода находятся в безопасности, чтобы избежать их повреждения;
- после подключения проводов машина-донор заводится и работает в течение около 10 минут. Сколько времени это займет, зависит больше от погодных условий. При отрицательной температуре может потребоваться больше;
- мотор в заряжающей машине глушится, зажигание выключается. Можно пробовать запустить соседний авто. Если процесс прошел в штатном режиме, двигатель запустится. Нужно снять пусковые провода, не замкнув контакты.
Нужно понимать, что такая мера — временная, и необходимо зарядить батарею сразу, как только получится. При подключении к другому авто важно делать все тщательно и четко соблюдать последовательность процессов. В таком случае не возникнет никаких проблем.
Часто задаваемые вопросы
Ответы на самые популярные вопросы помогут избежать оплошностей и обеспечить эффективность зарядки. Здесь мы собрали самые часто задаваемые из них.
Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля?
Да, это допускается, хоть и способ получается не совсем комфортным. Чтобы подсоединить АКБ для зарядки, нужно снять клеммы. Иначе могут возникнуть перепады напряжения, повреждающие оборудование. После этого можно подключать ЗУ. Нельзя делать это при закрытом капоте, так как нужно обеспечить вентиляцию при зарядке.
Зарядка батареи с помощью генератора или ЗУ — что лучше?
Данные способы для различных целей. Генератор работает как обычно, подавая малую силу тока. Он не сможет поддерживать работоспособность батареи при возникновении неисправностей. Зарядное устройство справляется со своей основной задачей более эффективно. У некоторых из них даже есть режимы, позволяющие убрать налет с пластин — десульфатация. Это помогает продлить срок службы аккумулятора, восстанавливая его емкость.
Могу ли я зарядить аккумулятор зимой на морозе?
Да, это возможно, но лучше по возможности делать это при определенной температуре. Рекомендуемая — от 15 до 25 градусов Цельсия. Иначе основная энергия будет направлена на то, чтобы разогреть электролит. С замерзшим электролитом заряжать АКБ нельзя, перед этим нужно отогреть батарею.
При срочной зарядке на морозе придется следить за значениями батареи и характеристиками сети. Так нельзя пополнить заряд на 100%, но если нужно срочно восполнить запасы энергии, такой вариант вполне подойдет.
Какое время необходимо для полной зарядки АКБ?
Определенных показателей для данного процесса нет, так как все индивидуально. Конкретное время варьируется от того, в каком состоянии находится батарея, какая у нее емкость, насколько у аккумулятора нет заряда. Устройства различаются и по основным характеристикам. В результате одна АКБ может зарядиться за 2 часа, а для иного устройства не хватит и суток.
Проще объяснить на примере: разряженный аккумулятор емкостью 60 Ач при температуре около 20 градусов может набрать номинальные значения за 25 часов. Когда аккумулятор замерзает, к этому времени нужно прибавить то, за сколько нагреется устройство. Ряд зарядных устройств предлагает режим аккумулятора с замерзшим электролитом, но АКБ на нем будет восстанавливаться несколько дней.
При сульфатации пластин зарядка может занять короткое время, около 3-4 часов. При этом батарея не восстановит свою емкость и заряд. Лучше позаботиться о десульфатации, такой режим предусмотрен у зарядных устройств. Когда после обработки ситуация осталась прежней, придется менять аккумулятор.
При покупке зарядка необходима или можно просто установить аккумулятор?
Стоит смотреть на показания батареи. Они измеряются с помощью мультиметра. При напряжении от 12,6 Вольт можно сразу использовать АКБ. Если данный показатель около 12,4 Вольта или ниже, стоит подключить аккумулятор к сети перед его установкой в машину. Это никак не влияет на последующую работоспособность батареи.
Каким образом действует аккумулятор?
В основе действия батареи принцип накопления электрической энергии. Это происходит благодаря взаимодействию, образующемся внутри устройства. Внутрь устанавливаются пластины, между ними все заполнено раствором, представляющим собой электролит. В АКБ реакция взаимодействия обратима, что помогает обеспечить долгую службу. Чтобы заряд восстанавливался во время работы двигателя, в автомобиле предусмотрен генератор.
Какими способами проверить заряд батареи?
Наиболее действенный способ — использовать ареометр для определения плотности электролита, также можно взять вольтметр, чтобы сравнить показатели напряжения. Также на некоторых аккумуляторах есть индикаторы, приблизительно отражающие состояние заряда. Подробнее об этих методах, о том, как использовать сигнализацию, можно прочитать в обзоре.
Как понять, когда аккумулятор пора ставить на зарядку?
Рекомендовано делать это перед первыми холодами и после потепления. И все же стоит ежемесячно проверять состояние аккумулятора. Когда напряжение снижается, АКБ ставится на зарядку. Но конкретный срок проверки состояния батареи каждый автовладелец определяет для себя самостоятельно.
Какой правильный порядок действий при зарядке АКБ?
Можно выбрать различные способы зарядки. При использовании постоянного тока для батареи нужно контролировать значения на протяжении всего процесса, периодически снижая их. Подключение к сети с постоянным напряжением упрощает зарядку, при этом не нужно ничего контролировать. Можно использовать и специальные автоматические ЗУ, регулирующие параметры и устанавливающие нужные.
Как обезопасить себя при зарядке?
Это не так просто, как кажется. При извлечении и подключении аккумулятора лучше надеть плотную закрытую одежду с рукавами, очки и перчатки. Помещение, в котором остается на зарядку АКБ, должно быть вентилируемым. При попадании электролита на поверхность кожи, смыть его можно водой, но эффективнее будет использовать 10% раствор, содержащий соду. При наличии инструкции необходимо четко соблюдать ее.
Если я нечасто езжу на авто, когда заряжать аккумулятор?
При простое авто зарядка батареи ничем не отличается. Правда, на время стоянки рекомендуется оставить заряженную на 90-100% батарею, и если это возможно, отсоединить клеммы, избежав утечки.
ЗУ или генератор для лучшей зарядки?
Специальное устройство используется для подзарядки АКБ, так как в нем сила тока больше. Тем не менее у генератора другие задачи, ему достаточно восстанавливать заряд аккумулятора, чтобы обеспечить работоспособность компонентов. ЗУ же помогает независимо от степени разрядки, а в некоторых случаях и проводить процесс десульфатации, когда налет с пластин удаляется, восстанавливая емкость батареи.
Как выбрать режим заряда под батарею?
Он подбирается индивидуально под степень разряда АКБ и ее общее состояние. Процесс выбора подходящего режима описан в статье. Тем, кто не хочет думать и подбирать подходящий вариант, лучше приобрести автоматическое зарядное устройство. Оно будет само контролировать все параметры.
Нужно ли демонтировать аккумулятор при зарядке?
Аккумулятор снимается для удобства, так проще следить за состоянием АКБ и температурой. Также это требуется в целях безопасности, чтобы предотвратить возможные последствия утечки и разбрызгивания электролита.
Можно ли вообще «прикуривать» от чужих машин?
В некоторых авто электроника перестает работать при таком способе заряда. Это относится только к тем, кто неправильно подключает пусковые провода, но если проводить подзарядку аккуратно, не должно возникнуть проблем. При этом стоит помнить, что минусовую клемму нужно устанавливать на контактные элементы машины-донора.
Как понять что аккумулятор зарядился?
Необходимо оценить параметры в зависимости от того, как планируется заряжать батарею. Они должны сохраняться на протяжении 1-2 часов, конкретные значения указаны выше.