работаем 24/7 | круглосуточно и без выходных

Cрок службы аккумулятора автомобиля

5841 18 мин
Срок службы аккумулятора авто

Срок службы аккумулятора – главный критерий, по которому выявляют качество батареи. Никому не нравится сидеть без движения с разряженным автомобильным источником питания. 

Сколько в среднем служит автомобильный аккумулятор?

Типичный срок службы одного устройства составляет около 3-5 лет. Этот критерий зависит еще от вида агрегата. Источник питания более высокого качества работает на срок до 10 лет. В реальной жизни вам может повезти, и в итоге вы получите блок, который прослужит гораздо дольше. 

Но даже высококачественные изобретения со временем разряжаются. Иногда их ресурс сокращается просто из-за небрежности и погодных условий. Долговечность зависит от того, как долго энергоблок может удерживать заряд и можно ли его перезаряжать.

Срок службы АКБ в зависимости от его типа

Когда пришло время заменить аккумулятор вашей машины, вы можете подумать, что подойдет любой из них. Тем не менее существует несколько их видов, каждый из которых обладает набором определяющих характеристик.

В наши дни АКБ стали более эффективными и надежными. Еще десять лет назад владельцам автомобилей приходилось регулярно проверять батарею, чтобы убедиться, что уровень кислотности сбалансирован. В случае несоответствия в ячейке необходимо будет долить дистиллированную воду.

Современные источники питания представляют собой герметичные блоки, которые работают, теряя минимальное количество воды, что делает их необслуживаемыми.

Свинцово-кислотный аккумулятор

В наши дни свинцово-кислотные блоки используются уже не для тяги, а для питания электрических цепей аксессуаров или компонентов, характерных для двигателей внутреннего сгорания, таких как стартер. Несмотря на значительный объем и вес, он обладает ограниченной емкостью, но его преимущество заключается в том, что он недорогой и прост в производстве и переработке. Используемый в качестве одного основного механизма накопления энергии для электромобилей вплоть до 80-х годов, свинцово-кислотный энергоблок быстро уступил место другим, более эффективным технологиям. 

Аккумуляторным электролитом таких агрегатов является раствор воды и серной кислоты. Свинцово-кислотные энергоблоки бывают двух типов: герметизированные (SLA) и регулируемые клапаном (VRLA). Преимущество SLA источников питания в том, что им не нужно доливать электролит, так как он не прольется и останется внутри батареи даже при тряске. Его можно использовать в закрытом помещении – токсичные пары тоже останутся внутри. Прослужит свинцово-кислотный агрегат при должной эксплуатации 2-5 лет.

Литий-ионные аккумуляторы

Li-ion блоки сейчас пользуются особым спросом в электромобилях и не только. Он гарантирует долгий срок службы. Литий-ионные агрегаты работают посредством переноса энергии положительно заряженными ионами лития. Они прекрасно взаимодействуют с другими кристаллическими решетками, образуя прочные химические связи. Наполнители устройства меняли несколько раз, так как на эти источники питания очень сильно влияет окружающая среда. 

Лучшей отрицательно заряженной пластиной себя показал графит – он увеличил количество зарядов и разрядов, а также хорошо переносил низкие температуры. Для корректной работы устройства нужны специальные защитные платы, и лучше всего – покупать самые продвинутые. У данных аккумуляторов есть свои существенные минусы, которые больше склоняют российских автомобилистов к покупке свинцовых, среди них:

  1. плохая переносимость холода – несмотря на усовершенствование пластин, данный вид агрегатов все же неудовлетворительно переносит морозы и низкие температуры;
  2. цена – она выше обычных кальциевых или свинцовых батарей такой же емкости в 3-4 раза;
  3. не будет заряжаться при 0 градусах, и это вовсе не рекомендуется делать.
  4. платы защиты стоят недешево – это еще один удар по вашему кошельку
  5. недостаточно совместим с двигателями внутреннего сгорания, а их преимущественно больше в нашей стране;
  6. опасное при повреждении – если система защиты даст сбой, то литий-ионный аккумулятор начнет сильно возгораться, и потушить огонь будет непросто, так как он разгорается до температуры 3000 градусов при отсутствии кислорода.

Именно по этим причинам предпочтение отдают больше свинцовым АКБ. Литий-ионные – довольно ломающийся и очень расходной тип аккумуляторов, несмотря на свою производительность. Для их эксплуатирования нужен хорошее обслуживание и благоприятные погодные условия.

Гелевые и стекловолоконные АКБ

Гелевые (GEL) и стекловолоконные (AGM) батареи были изобретены на основе технологии свинцово-кислотных, но в отличие от обычных свинцово-кислотных батарей с раствором воды и серной кислоты, электролит GEL и AGM гибридных энергоблоков находится в твердом состоянии. Аккумуляторный электролит GEL-энергоблоков является густым желеобразным веществом. Устройство является отличным вариантом для использования при высоких температурах окружающей среды – глубокая разрядка наступает медленно и напряжение держится бесперебойно. 

Гелевая батарея является гибридным устройством герметичного свинцово-кислотного агрегата, так же как и стекловолоконный, поэтому их часто путают. Отличие заключается в том, что электролитом AGM является специальное стекловолокно между пластинами. Данный аккумуляторный электролит увеличивает емкость и обуславливает большую подачу тока при заряде. Гибридные энергоблоки со стекловолокном могут выдержать более 200 глубоких разрядов. 

Если GEL-аккумуляторы отлично выполняют свои процессы с сильными плюсовыми температурами, то AGM-технология легко заряжается на морозе из-за высокой подачи тока.

Что влияет на срок службы?

Срок работы батареи зависит от многих факторов. У каждого вида АКБ есть свои условия, которые влияют на ее работоспособность и долговечность, однако у них есть и общие аспекты, влияющие на эти параметры. Среди них отмечают:

  • Качество сборки – качество во многом зависит от производителей и типа источника питания. В наше время АКБ претерпели множество изменений, и на современные авто есть свои стандарты. О первоклассном качестве блока можно судить по следующим критериям: плотный корпус, который не будет расходовать энергию впустую; качественно выполненные и установленные пластины; хорошая пропускная способность.
  • Температура – окружающая среда значительно влияет на то, как работает батарея. АКБ плохо переносит морозы – быстро разряжается и нуждается в частой подзарядке. 
  • Исправность генератора авто – от генератора заряжается аккумулятор, проблемы в  работе генератора всегда отрицательно сказывается на состоянии батареи. Если регулятор напряжения начнет выдавать большие показатели, то АКБ перезарядится – начнет закипать электролит и аккумулятор быстро придет в негодность. Также негодность грозит при недостаточной подаче напряжения, постоянные разрядки способствуют неизлечимому процессу сульфатации. 
  • Сторонние потребители энергии – неправильно подключенное оборудование машины или сторонние устройства, которые расходуют большое количество электричества быстро разряжают аккумулятор, тем самым создавая проблемы в его рабочих процессах.

Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля?

Избежать быстрой поломки аккумулятора помогут регулярные проверки и обслуживания его техсостояния. Соблюдение следующих рекомендаций поможет увеличить его срок службы:

  1. Периодическая зарядка – не допускайте АКБ долго находиться в разряженном состоянии – в происходит сульфатация и аппарат постепенно придет в негодность.
  2. Держать в исправности систему зарядки – генератор и проводка играют важную роль в работоспособности аккумулятора, поэтому не допускайте их поломки.
  3. Контролировать нормальный уровень электролита – в жаркое время электролит имеет свойство испаряться, особенно на VRLA-свинцовых агрегатов, поэтому его придется повторно доливать, чтобы не допускать вреда АКБ.
  4. Профилактика состояния клемм – со временем на клеммах образуются разные налеты – окислы, коррозия, подтеки электролита. Эти налеты нехорошо влияют на заряд и разряд, так как уменьшается пропускная способность между клеммами и проводкой.
  5. Правильная эксплуатация и обслуживание в зимнее время – зимой нужно соблюдать определенные условия эксплуатирования – периодическое прогревание автомобиля и частая езда. Соблюдая это, можно предотвратить частую разрядку в мороз, которая убавляет срок службы АКБ.

На сегодняшний день существует огромное количество разных типов энергоблоков. Каждый из них имеет свои тонкости эксплуатация, однако, соблюдая общие правила ухода за АКБ, вы можете значительно продлить жизнь вашего аккумулятора.

Читайте также