Как правильно поставить аккумулятор в автомобиль?
Замена аккумуляторной батареи или снятие ее для зарядки не вызывает вопросов у опытных автовладельцев. Но не все водители знают, как поставить аккумулятор в автомобиль, чтобы не вывести из строя устройство или электронику автомобиля. Особенно это касается последних дорогих моделей зарубежных авто: Volvo, Volkswagen или Audi. Перед тем как снять и поставить батарею нужно изучить технику безопасности. Неверные действия могут привести к дорогостоящему ремонту машин.
Что понадобится для установки аккумулятора в машину
Перед заменой или установкой нового аккумулятора организуют рабочее пространство, подготавливают инструментарий, вспомогательные и расходные материалы:
- ветошь;
- наждачная бумага;
- спецсредства для обработки клемм;
- рабочие резиновые перчатки;
- защитные очки.
Удобно пользоваться специальными накладками во время установки аккумулятора. Водитель накрывает ими бампер или крыло, защищая их поверхность от царапин и других повреждений при монтаже.
Масса автомобильных АКБ достигает 30-35 кг, доставать, поднимать или держать его на весу тяжело и неудобно. Заранее найдите ровную площадку для работы, лучше на расстоянии от других автомобилей. Продумайте последовательность действий.
Какие инструменты нужны
Большинство автовладельцев уверены, что знают, как правильно поставить АКБ, и вооружаются только рожковым или накидным ключом на 10 или 13. На деле оказывается, что не хватает других инструментов:
- плоская отвертка или пассатижи, на случай, если клеммы "прикипели";
- ключ для разборки кронштейна, который закрепляет аккумулятор в отсеке;
- монтажный нож или металлическая щетка, чтобы зачистить провода, если необходимо;
- мультиметр (тестер) для проверки уровня заряда.
Некоторые производители используют для крепления клемм на не обычные гайки, а "барашковые" с ушками для простого откручивания. Тогда для ослабления, затягивания и присоединения креплений АКБ дополнительные инструменты не понадобятся.
Совет от экспертов: вместо привычного рожкового ключа, удобнее пользоваться тонкой головкой с карданчиком и ключом с храповиком. Инструменты позволяет легко и быстро снять или подсоединить клеммы в самых труднодоступных местах. Особенно это касается установки аккумуляторной батареи в авто отечественной (ВАЗ, УАЗ) и европейской сборки (Ауди, Пежо, БМВ). В них они крепятся снизу металлической планкой, которая цепляется за нижний бортик аккумулятора. Чтобы закрепить ее, используют болт на 13.
Техника безопасности
Перед установкой или заменой батареи стоит изучить универсальную технику безопасности:
- Надеть резиновый фартук, перчатки, сапоги, очки. Средства индивидуальной защиты обезопасят от химических ожогов.
- Отключить все электрооборудование в автомобиле и двигатель.
- Не использовать открытые источники горения и курить во время работы. В ней содержится легковоспламеняющийся газообразный водород.
- Если аккумулятор с пластиковым корпусом, не нажимать сильно на стенки его корпуса, иначе это приведет к их повреждению.
- Зажимы АКБ и наконечники провода очищать от следов окисления.
- Обеспечить плотный контакт зажимов наконечников проводов и выводов аккумулятора во избежание короткого замыкания.
- При попадании электролита на кожные покровы или слизистые смыть ее 10%-ным раствором соды или нашатырным спиртом, разведенном в воде.
- Обязательно вымыть руки горячей водой с мылом.
Подготовительная работа
Перед установкой аккумулятора в моторный отсек, необходимо провести подготовительные работы. Промойте моторный отсек автомобиля.
Порядок подключения
Правильный порядок подключения аккумулятора увеличит срок его эксплуатации. Если придерживаться правильной последовательности можно избежать дорогостоящего ремонта авто. Грамотные действия по установке АКБ существенно упростят и ускорят весь процесс.
Подготовка машины
Поставьте машину так, чтобы она не мешала, а у вас остался хороший доступ к ней. Выключите двигатель и вытащите ключ из замка зажигания. Если оставить ключ, машина с иммобилайзером может потерять код, который считывается с чипа ключа. А автомобиль с электрозамками и сигнализацией может закрыться автоматически после установки на АКБ клеммы.
Доступ к аккумулятору
Производители устанавливают аккумуляторные батареи под капотом, слева или справа, в багажник или под сиденьем в салоне автомобиля, за двигателем, у перегородки моторного отсека.
В некоторых моделях аккумулятор находится под защитным пластиковым кожухом на клипсах. Рядом могут располагаться кронштейны для крепления проводов. В этом случае необходимо передвинуть кронштейн и снять переднюю стенку кожуха.
Определение полярности
Если вы обеспечили свободный доступ к аккумулятору, переходите к определению полярности клемм. Клемма "Плюс" толще (19,5 мм), чем "минус" (17,5), защищена красным чехлом, а на корпусе аккумулятора нанесены рельефные обозначение "+". Напротив минусовой клеммы наносят рельефную отметку "-".
Отключение клемм
Отключение начинают с минусовой клеммы, так снижается риск короткого замыкания. Чтобы снять зажим, нужно ослабить гайку ключом: сделать несколько прокрутов против часовой стрелки, пока крепление не начнет свободно прокручиваться. Если винтовой зажим окислился, можно подцепить его снизу отверткой или пассатижами.
Проделайте то же самое с плюсовой клеммой. После отсоединения, отведите их в сторону от аккумулятора.
Демонтаж крепления АКБ
Открутите отверткой болты, гайки планки, которая прижимает аккумулятор к посадочному месту. Если планка дополнительно крепится к внутренней стороне кузова автомобиля, открутите гайку и выньте фиксирующий крючок.
Извлечение АКБ
Поднимите аккумулятор за ручки с посадочной площадки и в один прием перенесите на запланированное место. Ставить устройство на кузов или крыло авто не нужно, есть риск повредить поверхность.
Чистка клемм и посадочного места
Если клеммы загрязнены или окислены, воспользуйтесь металлической щеткой или монтажным ножом. Обработайте внутреннюю часть винтовых зажимов, чтобы улучшить контакт токовывода нового аккумулятора. Во время финальной зачистки удобно работать наждачной бумагой, сначала с крупным, а затем мелким абразивом.
Далее очищают от грязи, пыли и мелких элементов штатное место устройства. В этот отсек во время езды попадают мелкие камни и другие посторонние предметы, которые повредят новый аккумулятор. Кроме того, на штатное место мог протечь электролит. Промойте загрязненный участок 10%-ным раствором соды.
Оцените габариты новой АКБ. Батареи с одинаковой мощностью могут иметь разные параметры. Возможно ее посадочные размеры намного больше или меньше штатной площадки установки:
- В первом случае из-за нехватки места и вентиляции устройство будет перегреваться. Автомеханики рекомендуют установить удлинители резьбы или взять болты с внутренней резьбой вместо гаек.
- Во втором – элементы крепления не смогут надежно присоединиться для дальнейшей эксплуатации.
Теперь нужно проверить эксплуатационные качества аккумулятора.
Проверка нового аккумулятора
Сначала нужно проверить уровень напряжения и плотность электролита в аккумуляторе. Допускается напряжение от 12,6 до 12,9 В и уровень электролита от 1,26 до 1,3 г/м3 при температуре 25°.
Если сомневаетесь в качестве аккумулятора, прежде, чем подключить устройство, проверьте его технические характеристики с помощью нагрузочной вилки. Продавцы самостоятельно проведут контрольный замер.
Убедитесь, что полярность нового аккумулятора совпадает с полярностью старого.
Установка нового аккумулятора
Для подключения другой АКБ одним движением нужно установить новое устройство на посадочную площадку, токовыводами к клеммам. Токовывод "плюс" должен располагаться рядом с плюсовым винтовым зажимом.
Установка крепления АКБ
Сначала зафиксируйте новую аккумуляторную батарею с помощью накидной планки. Затягивайте ее болты и гайки до тех пор, пока устройство не перестанет перемещаться.
Подключение аккумулятора
Сначала снимите с токовывода "+" защитный колпачок. Клемму ставить лучше с помощью ключа. Закрутите гайку по часовой стрелке, чтобы винтовой зажим не смещался с токовывода. То же проводят для минусовой клеммы. Если батарея располагается в салоне, не забудьте про газоотвод.
Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи (IBS), который предусмотрен в современных авто Mercedes, BMW, Audi, оценивает текущее состояние аккумуляторной батареи. Он встроен в минусовую клемму и измеряет токи заряда и разряда, напряжение, внутреннее сопротивление и температуру аккумулятора. Чтобы система работала корректно, нужно вручную ввести данные нового аккумулятора на борту, иначе IBS будет работать некорректно.
Смазка для клемм
Чтобы предотвратить окисление винтовых зажимов, обработайте их внешнюю сторону специальными защитными составами, солидолом или вазелином. Наносить на внутреннюю часть средства не нужно.
Как восстановить настройки после подключения аккумулятора
Как правильно установить аккумулятор, понятно. Иногда установка АКБ приводит к исчезновению холостых оборотов двигателя. Причина в сбросе коррекции электронной дроссельной заслонки.
Автоматические доводчики стеклоподъёмников перестают работать после смены аккумулятора. Исправить проблему легко: опустите и поднимите стекло каждой из дверей.
При отключении питания настройки магнитолы и бортового компьютера сбиваются. В этом случае поможет диагностический сканер, который выявит и устранит ошибки. Для некоторых тюнеров придется вводить пин-код.
Заключение
Самостоятельно поставить аккумулятор несложно даже в первый раз. Если провести снятие и подключение в правильной последовательности, проблем не будет. Однако, если сомневаетесь, обратитесь к профессионалам, так вы предотвратите короткое замыкание и сопутствующие поломки автомобиля.