работаем 24/7

Где применяется литиевая смазка?

10283 10 мин

Перейти на "Литиевая смазка"

Где применяется литиевая смазка?

Автомобиль состоит из десятков узлов, в которых металлические детали взаимодействуют друг с другом на скоростях под большими нагрузками и высокими температурами. Для предотвращения преждевременного износа, предотвращения коррозии, отвода тепла и эффективного функционала чаще всего используется пластичная литиевая смазка, для чего применяется этот материал, рассмотрим подробнее.

Достоинства и недостатки

Литиевая смазка – это горюче-смазочный материал, производимый на основе нефтяных масел и жирных солей, основу литиевой смазки составляет литиевое мыло или его компоненты. Он представляет собой вязкую эмульсию с густой консистенцией. Для улучшения эксплуатационных показателей в литол включают присадочные вещества. Химический состав этого смазочного материала был разработан российским НИИ для авиации в годы ВОВ, но официальный патент получил американский ученый Кларенс Эрл. И сегодня смазка с литием высоко востребована, объемы ее производства составляют 70% от общего выпуска, благодаря таким достоинствам:

  1. литиевая смазка по применению универсальна, ее используют одновременно с другими материалами без ущерба качеству;
  2. литоловый материал имеет высокую смазываемость, его вязкость неизменна на всем сроке эксплуатации в любом режиме в большом диапазоне температур;
  3. материал на углеводородном масле с литием устойчив к влаге и химически инертен, он прекрасно защищает компоненты из металлов и сплавов от влаги, кислорода, химикатов;
  4. низкая стоимость.

Недостаток литола в его разрушительном воздействии на элементы из полимеров и резиновые изделия. При контакте последние разбухают, растрескиваются, выходят из строя. Их не рекомендуется использовать в узлах, где присутствует пластмасса или эластомер.

Техпараметры литолов:

  • Термостойкость. Их использование возможно в любых температурных условиях – от -60 до +100 градусов С.
  • Вязкость. Материал плотно обволакивает поверхности, эффективно противостоит силе трения даже в экстремальных условиях.
  • Химическая стойкость. Добавление в материал присадочных веществ придает ему высокие антикоррозийные свойства, предотвращает задиры.
  • Простота обработки деталей. Литол легко наносится на детали и смывается теплой водой под напором, без использования растворителей и других средств.
  • Восстановительные качества. Составы с литием усиливают связи молекул деталей, что увеличивает их срок службы.

Классификация

Производители выпускают материалы этой категории нескольких классов, они отличаются компонентами и технологией производства:

  1. Минеральные. Предназначены для температур от -40 до +150 градусов С. Их характеризуют высокие эксплуатационные параметры, большой диапазон применения, доступность в сравнении с аналогами других классов.
  2. Синтетические. Их основа – искусственно синтезированные вещества. Модификации этого класса дороже, но более термостойкие и стабильные, не разрушают полимерные и резиновые изделия.
  3. Эфирные. Основа этих ГСМ – искусственные эфирные масла. Они используются в быстродвижущихся узлах. Их характеризует увеличенные влагоотталкивающие, шумопоглатительные и антикоррозийные параметры.
  4. ПАО-смазки. Их основа – искусственный полиальфаолефин. ПАО-смазки наиболее популярны благодаря морозостойкости, стойкости к коррозийным и окислительным процессам они часто используются в промышленности.
  5. Комплексные. В них загустителями используются соли различных кислот. Это расширяет температурные лимиты эксплуатации, они могут достигать более 200 градусов С.

Для чего нужна литиевая смазка

Сферы, где применяется литиевая смазка, обусловлены ее свойствами. Пластичные смазки актуальны в самолетостроении, автомобилестроение, судостроение, для гусеничной, строительной и дорожной техники. Ими смазывают подшипники, ШРУСы, резьбу, трущиеся детали машин, такелажные приспособления и другие механизмы.

Резюмируем

Смазки из нефтяного масла и литиевого мыла позволяют эффективно решать большинство задач по защите материалов от износа, коррозии, химикатов в любой отрасли и эксплуатационных условиях. Разработанные в первой половине прошлого века он высоко востребованы и сейчас.

Читайте также