работаем 24/7

Какой аккумулятор лучше выбрать: обслуживаемый или необслуживаемый

12569 18 мин
Какой аккумулятор лучше выбрать: обслуживаемый или необслуживаемый

Каждый, у кого есть автомобиль, знает, насколько важную роль в нем играет аккумулятор. Без него машина не заведется. Каждая батарея имеет свои достоинства и недостатки, это нужно помнить не только при покупке нового устройства, но и на протяжении его службы.

Все аккумуляторы можно разделить на обслуживаемые и необслуживаемые. При этом последние – более новый вид АКБ.

Обслуживаемый аккумулятор: особенности

Зачастую данные АКБ имеют более доступную цену. С ними автовладелец может проводить всевозможные действия:

  • проверка уровня электролита;
  • контроль плотности;
  • возможность осмотра (цвет, сульфат).

На обслуживаемой АКБ также видны повреждения пластин и закипание электролита во время зарядки.

Обслуживаемый аккумулятор

Из недостатков стоит отметить, что необходимо постоянно контролировать уровень электролита. Для этого понадобится опыт и специальные приспособления. Если же не следить за состоянием батареи, то она преждевременно выйдет из строя.

Необслуживаемый аккумулятор

Как можно понять из названия, данные батареи не нуждаются в обслуживании, более того данная возможность в них отсутствует. На их корпусе нет пробок, поэтому невозможно заглянуть внутрь и проконтролировать состояние АКБ. Необслуживаемый аккумулятор – это герметичный источник питания, который имеет все те же шесть банок с пластинами и электролитом. Когда рабочая жидкость нагревается, то она постепенно превращается в пар и поднимается вверх. Но поскольку корпус герметичен, то пар оседает на нем, конденсируется и каплями стекает вниз.

Виды и особенности необслуживаемых аккумуляторов

  • Гелевые. Используется густой, подсушенный силикатный гель, в котором есть небольшие трещины, чтобы испаренный электролит не улетучивался.
  • AGM. В таких АКБ рабочее вещество – абсорбированный электролит, который в процессе эксплуатации практически не выделяет газов.
  • EFB. Кислотный с жидким электролитом, добавлены улучшения. Положительные пластины в нем защищены гигроскопичным волокном, которое не дает массе осыпаться.

Необслуживаемый аккумулятор

Сравнительная характеристика обслуживаемых и необслуживаемых батарей

Чтобы выяснить, какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый, необходимо провести их сравнительный анализ. Один и другой вариант имеет как преимущества, так и недостатки. Прежде чем идти в магазин, следует для себя понять, что именно вы хотите от батареи.

Необслуживаемые батареи не нужно постоянно контролировать – это плюс. Электролит в них практически не выкипает, в отличие от обслуживаемых устройств. Это обеспечивает им больший срок службы. Кроме этого, необслуживаемые АКБ могут дать больший пусковой ток.

При покупке батареи, не требующей обслуживания, следует дополнительно приобрести специальное зарядное устройство. Если же использовать обычный прибор с регулировкой силы тока, то параметр, неправильно выставленный, может привести к перегреву и перезаряду батареи. Срок службы сократится.

Несмотря на все достоинства необслуживаемых батарей, обслуживаемые так же используются. Главная причина – доступная цена. Для АКБ без обслуживания нужна стабильная работа электроники, а в старых автомобилях достичь этого практически невозможно. Недопустимы следующие ситуации:

  • замыкание цепи;
  • перезаряд;
  • снижение постоянного напряжения заряда (ниже 13,8В).

При правильном уходе, аккумулятор прослужит достаточно долго и будет запускать мотор даже зимой.

Как обслуживать АКБ самостоятельно?

Процесс обслуживания аккумулятора для автомобиля можно условно разделить на два основных направления: диагностика и непосредственное обслуживание. В то время как техническое обслуживание можно делегировать специалистам, регулярную диагностику крайне важно проводить самостоятельно, чтобы выявить проблемы на ранней стадии.

Самостоятельная диагностика обслуживаемого аккумулятора

  1. Замер напряжения холостого хода. Измерение производится на клеммах АКБ, отсоединенной от бортовой сети автомобиля, после нескольких часов покоя. Напряжение полностью заряженной батареи в норме составляет 12.6 - 12.9 Вольт. Значение 12.3 В и ниже сигнализирует о разряде на 50% и более.

  2. Оценка работоспособности генератора и цепи заряда. Проверка осуществляется при работающем двигателе. Напряжение в бортовой сети должно находиться в диапазоне 13.8 - 14.5 В. Если оно значительно ниже, генератор не справляется с зарядкой; если выше - возможен перезаряд, с последующим выкипанием электролита.

  3. Контроль уровня электролита. В каждой банке батареи с жидким электролитом он должен быть между отметками «min» и «max» или на 10-15 мм выше свинцовых пластин. Проверку можно проводить как на установленной, так и на снятой батарее.

  4. Внешний осмотр корпуса на наличие трещин и подтеков, степень окисления клемм (белый или зеленоватый налет), а также чистоту самой поверхности АКБ. Грязь и влага могут создавать паразитные токи утечки, разряжающие батарею.

Самостоятельное поддержание обслуживаемой АКБ 

Данный комплекс работ направлен на поддержание емкости и продление срока службы источника питания. Периодичность зависит от условий эксплуатации, но в среднем лучше проводить профилактику раз в 3-6 месяцев или перед началом зимнего сезона. 

К сервисным операциям относятся:

  1. Плановая и внеплановая подзарядка от сетевого зарядного устройства (ЗУ). Особенно актуально для автомобилей, используемых для коротких поездок по городу.

  2. Регулировка плотности электролита. Нормальная плотность составляет ~1.27 г/см³ при +25°C.

  3. Тестирование под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки для оценки реальной способности батареи запускать двигатель.

  4. Замер тока утечки в бортовой электросети для выявления несанкционированного потребления энергии при простое автомобиля.

  5. Профилактическая десульфатация — разрушение осевшего сульфата свинца на пластинах АКБ, который является основной причиной потери емкости. Многие современные ЗУ имеют специальный режим для этой процедуры.

Приборы для самостоятельной диагностики и сервиса обслуживаемой АКБ

Для самостоятельного проведения работ вам потребуется:

  1. Мультиметр - универсальный прибор для измерения напряжения и тока.
  2. Нагрузочная вилка - устройство имитации нагрузки стартером.
  3. Ареометр - прибор, измеряющий плотность электролита.
  4. Зарядное устройство - предпочтительно с автоматическими режимами и функцией десульфатации.
  5. Стеклянная или пластиковая трубка для контроля уровня электролита.
  6. Резиновая груша (шприц-ареометр) для отбора и доливки жидкостей в банки АКБ.
  7. Дистиллированная вода и корректирующий электролит, чтобы довести плотность до нормы.

ПОМНИТЕ О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ! 

Все манипуляции с электролитом требуют обязательного использования средств индивидуальной защиты (СИЗ): резиновых перчаток и защитных очков. Электролит представляет собой водный раствор серной кислоты — высокоагрессивное и опасное химическое вещество. Попадание на кожу или слизистые оболочки вызывает серьезные химические ожоги. Не пренебрегайте защитой или обратитесь к специалистам для обслуживания аккумулятора!

Информация дополнена: 05.11.2025

Акция
Действует до конца дня!
18:40:02
Купить со скидкой
Читайте также