Норма уровня электролита в аккумуляторе автомобиля
Электролит – это жидкость, которая является одной из важных составляющих в аккумуляторной батарее. Его уровень отвечает за правильную работу АКБ. Состоит электролит из кислоты и дистиллята.
Существует два вида – щелочной, кислотный. Щелочной применяют для щелочных АКБ, кислотный, соответственно, для кислотных. Также, в некоторых случаях используют корректирующий электролит для восстановления жидкости и обслуживания АКБ.
Для чего нужен электролит в аккумуляторе?
Работа АКБ основана на химических процессах, которые происходят в банках батареи, наполненных технической жидкостью. Каждая такая банка оснащена свинцовыми пластинами – с положительными и отрицательными зарядами.
При работе АКБ пластины и кислота помогают накапливать и сохранять заряд.
Как работает аккумулятор?
Оптимальная рабочая температура свинцово-кислотного аккумулятора составляет 25 C, а дальнейшее повышение этой температуры даже на 8-10 C может способствовать значительному сокращению жизнедеятельности батареи.
Срок правильного использования аккумулятора при 25 C должен составлять 6–9 лет. Температура аккумулятора может зависеть не только от технических условий, в какой окружающей среде находится автомобиль, но и от электрической нагрузки аккумулятора. При нормальной работе автомобиля температура пластин и смеси соляной кислоты с дистиллятом не должна сильно отличаться от окружающей температуры больше, чем на несколько градусов Цельсия.
Поэтому рекомендуется — аккумуляторы, эксплуатируемые при повышенных температурах, должны быть заполнены жидкостью с более низкой плотностью, чем электролит с плотностью 1,28-1,29г/см3, который используется преимущественно для АКБ в холодных регионах, что ограничивает явление саморазряда аккумулятора.
Уровень электролита
Правильное значение кислоты в батарее должно быть примерно на 15-20 мм выше верха пластин в элементах.
Правильный уровень электролита для автомобиля можно увидеть в таблице ниже:
Емкость аккумулятора, А*ч | Уровень электролита в аккумуляторе автомобиля норма в литрах |
55 | 2,5 |
60 | 2,7 |
75 | От 3,7 до 4 |
90 | От 4,4 до 4,8 |
190 | От 10 литров, зависит от модели аккумулятора |
Как проверить уровень электролита в аккумуляторе?
У каждой батареи указано минимальное или максимальное значение кислоты. Можно проверить визуально. На практике это сделать тяжело. Во-первых, корпус АКБ не прозрачный, во-вторых, чтобы посмотреть значение, аккумулятор нужно доставать из посадочного гнезда.
Еще вариант открутить крышку банки в обслуживаемом аккумуляторе и заглянуть внутрь, сравнивать придется "на глаз".
Легко проверить значение с помощью стеклянной или пластиковой трубки с не запаянными концами:
- ее погружают в электролит;
- затыкают пальцем другой конец;
- затем вынимают с отмеченным уровнем электролита;
- нужно отмерять уровень кислоты в каждой банке;
- измерять в сантиметрах –
Нормальным уровнем электролита в аккумуляторе автомобиля над пластинами будет считаться уровень от 1,5 до 2 сантиметров.
Что произойдет при эксплуатации АКБ с неправильным уровнем электролита
Аккумуляторная батарея начинает работать хуже, если уровень электролита больше или меньше.
Если уровень высокий, может грозить:
- выплескиваться из АКБ;
- закипанием жидкости в банках;
- скоплением паров соляной кислоты.
Низкий уровень приводит к:
- сульфатации пластин;
- снижению полезной емкости АКБ.
Пониженный уровень нужно восполнять: измеряется плотность, далее доливается дистиллированная вода. Плотность измеряется ареометром. Излишний электролит удаляется путем откачивания кислоты из банок до нужного уровня.
Важно регулярно проверять уровень электролита в аккумуляторе. Его недостача, излишки, слишком низкая или высокая плотность может привести к выходу из строя АКБ и серьезным поломкам в автомобиле.