работаем 24/7

Какая вода должна применяться для доливки аккумуляторов?

10558 19 мин
Какая вода должна применяться для доливки аккумуляторов

Большинство АКБ на нашем рынке необслуживаемые, но значит ли это, что их не нужно доливать водой? Важный элемент электрооборудования авто, работающий без достаточного количества дистиллята/электролита, может работать некорректно, и даже выйти из строя. Как это предотвратить? Есть ли у нас доступ к ячейкам в каждой батарее, и какая вода должна применяться для доливки аккумуляторов? Давайте разбираться. 

Зачем нужна дистиллированная вода для аккумулятора

Для ответа на этот вопрос, сначала нужно понять принцип работы свинцово-кислотных батарей автомобилей:

  • Такие устройства генерируют электричество за счет электрохимической реакции между специальной пластиной и электролитом.
  • Вода защищает активный материал батареи, пока он вырабатывает энергию.
  • Без воды происходит окисление (попадает кислота), и батарея потеряет мощность.
  • Именно поэтому так важно периодически доливать воду в аккумулятор.

Почему используют дистиллят, а не электролит

Дистиллированная вода – это жидкость, прошедшая дистилляцию. Данный процесс может принимать разные формы, но на базовом уровне вода кипятится для удаления минералов, химикатов и других загрязняющих веществ. 

За счет этого жидкость превращается в водяной пар, а содержащиеся в ней микроэлементы испаряются. Доведение воды до кипения также убивает вредные бактерии. Оставшийся восходящий пар, теперь уже свободный от примесей, собирается в новый контейнер и снова охлаждается до жидкого конденсата.

Именно поэтому дистиллят является идеальным средством для пополнения уровня жидкости в АКБ авто. Его рекомендуется иметь постоянно (например, в банке), особенно в жару для доливки батареи. Работа транспортного средства при высоких температурах означает, что уровень электролита может значительно снизиться. 

Обратите внимание, очень низкий уровень электролита приводит к повышенной кислотности. Это, в свою очередь, может способствовать сульфатации компонентов устройства и снижению его рабочей эффективности. 

Электролит состоит примерно в 75% вариантов из воды, остальное содержимое - серная кислота. На большинстве моделей установлены специальные бирки (секции). Они сообщают о допустимом минимальном и максимальном показателе уровня. 

Важно знать! Кислоту ни в коем случае нельзя заливать. Если есть необходимость долить жидкость, используйте дистиллят. Применение всего остального, кроме чистой дистиллированной воды, приводит к повреждению устройства. Результат: будут проблемы - изменение химических реакций и увеличение риска нежелательных отложений. Как следствие - сокращение срока службы

Когда воду придется залить

В жару уровень проверяется регулярно. При необходимости доливать дистиллят. Соответствующие отметки на корпусе покажут минимальные и максимальные допустимые нормы. 

Уровень электролита может сильно понижаться при продолжительных поездках в условии высокого температурного режима, и жидкость испаряется довольно интенсивно. Чрезмерно пониженный уровень повышает кислотность, происходит сульфитация деталей устройства, снижение его работоспособности и даже полный износ.Прозрачный состав заливки обеспечивает долгую выслугу лет аккумулятора.

Для необслуживаемых аккумуляторов дозаправка дистиллятом не требуется. Такие АКБ при правильной эксплуатации допустимо использовать и в транспортном средстве, ранее имевшем обычную батарею.

При осмотре аккумулятора стоит проверить клеммы. Если они загрязнены, проводится их очистка.

Во многих моделях отсоединение батареи простое, но необходимо соблюдать правильный порядок отсоединения и повторного подключения кабелей. В случае, когда вы не разбираетесь в таких деталях, и процесс вам не знаком, лучше обратиться в СТО.

Как проверяется уровень: какой он должен быть

В первую очередь выясните, на самом ли деле необходим долив. Существует два типа аккумуляторов глубокого цикла:

  • залитые свинцово-кислотные устройства - содержат воду и требуют периодической доливки воды (обслуживаемые);
  • AGM - герметичны и никогда не требуют полива (не обслуживаемые).

Если у вас аккумуляторы AGM, в этом случае можно расслабиться, ничего доливать не нужно. 

Давайте узнаем все об уровне:

  • Не доливайте кислоту до максимума уровня в АКБ, требующую перезарядки. Однако, если он ниже верхней части сепараторов, долейте очищенную жидкость (полностью покрыв сепараторы);
  • Заливаем электролит до максимального уровня только через час после завершения зарядки;
  • Никогда не перезаряжайте устройство (риск выливания электролита из вентиляционного отверстия);
  • Для доливки используйте только дистиллят. Бутилированные минеральные жидкости для этого не подходят (состав такой примеси увеличивают проводимость воды, и вызывает саморазряд аккумулятора);
  • Если аккумулятор имеет линию максимального уровня на боковой стороне корпуса, доливайте именно до этого уровня;
  • Если линия максимального уровня не отмечена, но из нижней части крышки выступают заливные трубки (долейте до их дна);
  • При отсутствии линии максимального уровня или заливных трубок в полипропиленовых батареях, долейте отметки на 7 мм ниже нижнего края кромки крышки;
  • При отсутствии заливных трубок в батареях с эбонитовым корпусом долейте электролит до уровня на 5 мм выше верхней кромки сепараторов.

Правила доливки

Чтобы ваша батарея функционировала на пиковых уровнях, придерживайтесь рекомендаций экспертов.

  1. Безопасность. Наденьте средства индивидуальной защиты. Изучите информацию на маркировках АКБ и следуйте инструкций на предупреждающих этикетках.
  2. Очистка. Перед проверкой уровня жидкости очистите верхние части агрегата и контакты от загрязнений. Это необходимо, чтобы какие-либо посторонние предметы не попали в элементы устройства, когда вы его открываете. К тому же, чистая поверхность замедляет/останавливает развитие коррозии. Для общего очищения от грязи и небольшой ржавчины используйте чистящие средства для мытья окон на основе аммиака. Распыляйте их непосредственно на тряпку и стирайте всю грязь. Сильные следы ржавчины можно очистить смесью из пищевой соды и воды. Затем тщательно чистящими средствами для мытья окон, чтобы удалить пищевую соду. 
  3. Открытие портов. В верхней части батареи обычно находятся две пластиковые крышки, используемые для герметизации каждого порта элемента батареи. Их можно открыть, аккуратно поддев пластиковым шпателем или отверткой. Некоторые АКБ состоят из шести отдельных круглых крышек. Их легко снять, поворачивая против часовой стрелки. Если аккумулятор помечен как «необслуживаемый», он не предназначен для вскрытия. Производители предупреждают, что в такие модели запрещается добавлять воду, их просто необходимо заменить, если они перестанут нормально работать.
  4. Добавление. Доливать жидкость можно только после полной зарядки прибора, проверять изначально уровень воды. После этого можно долить – до дна вентиляционного отверстия, примерно на ¾ ниже верхних частей элементов. 
  5. Следующий этап – убедиться, что не перелили. Во время зарядки плотность растворов электролитов увеличивается. Если перед зарядкой вы влили много жидкости, электролит расширится. Это вызывает переполнение/повреждение батареи, дополнительное разбавление электролита, снижение производительности устройства.

Важно делать проверку уровня жидкости в АКБ регулярно, после того, как аккумулятор зарядился.

Проверка ручным способом:

  • Снимите вентиляционные крышки на каждой из ячеек;
  • Проверьте, не покрывает ли электролит верхнюю часть защитного брызговика. Если да, то долив не нужен;
  • Когда уровень электролита ниже брызговика и некоторые пластины оголены, необходим полив.

Использование индикатора уровня воды на аккумуляторе поможет выполнить проверку.

Просто проверьте, мигает ли он красным.

После процедуры доливания зарядите АКБ на зарядных устройствах (плотность не ниже 1,26-1,28). Если показатели значительно отличаются, рекомендуется обратиться к специалисту.

Читайте также